Аллея звёзд — Александр Зацепин - легендарный композитор

Александр Зацепин - легендарный композитор, Народный артист России
Александр Зацепин - легендарный композитор, Народный артист России

ЦИТАТЫ:
«Что у певицы самое важное? Чтобы ее узнавали. Она споет три ноты и вы скажете: «Это Пугачева». А сейчас много таких примеров? Я, например, не знаю. Может, потому что я уже отживший.»
«А композитором я и не думал быть. Никто не думал. Учили меня музыке, музыкальную школу я закончил. Для себя, для общего развития.»
«Я учился в седьмом классе, по-моему. В школе. Параллельно я занимался радиотехникой. Радист-оператор. Чем угодно, всем... паял приемники, делал радио. И акробатикой. ... дома занимался. Параллельно занимался акробатикой. Пошел в цирк. Ребята говорили: «Сашка в цирк пошел! Сашка в цирк устроился!». А мама туда пошла и сказала: «Дайте ему доучиться!»»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Добрейшего утреца, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Доброго и праздничного утра!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы думаете, что праздники закончились? Ничего подобного! Праздники на Ретро FM продолжаются. Сегодня праздник для меня очень серьезный. С волнением я ждал этого дня и этой встречи. У нас сегодня в гостях... Начнем сразу по-серьёзному. Народный артист Российской Федерации, человек, который написал более 300 песен, человек, который сочинил музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Это для начала. Александр Зацепин у нас сегодня в гостях. Александр Сергеевич, доброе утро!

Зацепин: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: И с днем рождения вас поздравляем.

Зацепин: Спасибо, вы первые, кто меня поздравляет с днем рождения!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы старались! Мы очень рады вас видеть у нас в студии! Александр Сергеевич, а дома будете отмечать сегодня день рождения с родными? Или есть какая-то неотъемлемая традиция?

Зацепин: У меня же не круглая дата. Чего ее отмечать? Круглая будет на следующий год, тогда можно и отметить.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сегодня даже собираться не будете?

Зацепин: Да нет... Моя родня вся, родственники мои, дочка улетела в Аргентину, внучка в Женеве, я здесь пока.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я понял. Я думал, вы проставляться просто не хотите.

Зацепин: Есть друзья, конечно. Но они в России, в Москве.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Проставляться придется.

Зацепин: Ну, наверное, придется.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, о круглых датах. В этом году у многих фильмов, к которым вы писали музыку - круглые даты. Например, 55 лет с момента выхода на экраны «Операции Ы». 45 лет фильмам «Капитан Немо» и «Не может быть». А еще 40 лет русско-финскому фильму «За спичками». Это же круглые даты? Будете их как-то по-особенному отмечать?

Зацепин: У вас буду!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Отлично!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы к нам сегодня удачно зашли.

Зацепин: Конечно, удачно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы сегодня и юбилеям фильмов отмечаем и день рождения композитора Александра Зацепина. Кстати, к вашему дню рождения выходит сборник вышей инструментальной музыки из кино. Но там будет одна песня.

Зацепин: Это все делает мой менеджер. Он сам задумал это все выпустить. Говорит, надо музыку выпустить ту, которая никогда не звучала отдельно от фильмов и ее не знают. Я думаю, ну, давай.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Странная формулировка - «ее не знают».

Зацепин: Идет фильм, идет какой-то диалог. А под диалогом идет музыка. Что человек будет слушать? Прежде всего, слова. А услышит или не услышит... Может, услышит. Может, с первого раза только не услышит. У Гайдая, например, конечно, все слышно. У него все музыкальные сцены отдельно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но там же песня одна есть. И мы знаем, что на этом сборнике инструментальном есть одна песня в вашем исполнении.

Зацепин: Ну да. Это случайно получилось. “Командир счастливой «Щуки»” - фильм о подводной лодке. Я записал песню. А потом режиссер взял актера, актер спел песню. Но я ему сначала просто напел, наиграл на том, что под руками было - орган какой-то скрипучий. Играл, напел ему, какая будет песня. Потом он записал с другими людьми. И потом пригласил меня к сдаче фильма, и вдруг моя песня. И я пою. Тогда почему меня-то поставили? Отвечают: «А мне это больше понравилось».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я художник, я так вижу? Это же, получается черновой вариант.

Зацепин: Ну, конечно, я напел и показал. Так же и Гайдаю делал, и другим режиссерам.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спрошу про Аллу Борисовну Пугачеву. Вначале 70-х вы с ней познакомились, увидели ее на сцене, была художественная самодеятельность. Вы сразу к ней подошли и предложили сотрудничать. Чем она вас так зацепила?

Зацепин: Своим голосом, исполнением, отношением к тексту, ко всему. Что у певицы самое важное? Чтобы ее узнавали. Она споет три ноты и вы скажете: «Это Пугачева». А сейчас много таких примеров? Я, например, не знаю. Может, потому что я уже отживший.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну что вы, что вы. Поверьте, действительно сложно отличить порой голоса.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На самом деле, Аллу Борисовну тяжело с кем-то спутать. Вы сказали «отношение к песне». А что, с первого взгляда видно, как человек относится к песни на сцене? Это был первый раз, когда вы ее увидели?

Зацепин: Первый раз, да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы говорите о тексте, причем являетесь композитором - человеком, который пишет музыку.

Зацепин: Когда я пишу песню, мне важно, какая будет ее интерпретация. Бывает так, что поет и не думает, о чем. А она думает, о чем. Это сразу видно и слышно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Она, кстати, о вас говорила, что вы можете добыть звук для своей музыки практически из любого предмета, даже из расчески.

Зацепин: Все верно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы какие-то необычные предметы на записи использовали?

Зацепин: Когда не было синтезаторов и компьютеров, то, конечно. Даже просто линейка. Это звучит (демонстрирует).

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какие-то монгольские звуки!

Зацепин: Я на этой линейке расчерчивал ноты. И вот это пум-пум - смешной бас, Гайдаю понравилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А на расческе можете что-нибудь сыграть?

Зацепин (играет на расческе)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Браво! Великий композитор! Вы в курсе, что про вас один раз Владимир Этуш сказал: «Это счастье, что такой скромный человек как Гайдай, встретил такого смелого человека как Зацепин»?

Зацепин: Я был счастлив, что я с ним познакомился, конечно. Самая интересная работа. Он был скромный, конечно. Но требовательный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Понятно. Сядет и не слезет.

Зацепин: И даже, когда все сделаешь, не слезает.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но скромно не слезает!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Фильм «Бриллиантовая рука». Гайдай просил вас написать песню простого советского человека. А вы написали песню про зайцев. А что общего между советским человеком и зайцем?

Зацепин: Советский человек может ловить зайца и траву косить.

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас такие параллели?

Зацепин: Леня Дербенев написал стихи. Потому что в сценарии было написано «песня простого советского человека». Про вторую песню ничего не было написано. Потому что это я потом предложил ее, ее бы не было. «Остров невезения». Первые стихи были «Пусть я пороха не выдумал и Америки не открывал вовек, но все же я парапапа простой советский человек». Показал Гайдаю текст, он принял. И говорит, сейчас приеду, привезу. Я прочитал. И говорю: «Лень, я на твои стихи другую музыку буду писать, маршеобразную. Советский же человек». А он говорит: «Гайдай же принял, чего ты ломаешься?» А я говорю: «Мне эта песня не нужна. Кто ее будет петь? Ты любишь как? Чтобы песню во всех кабаках играли. Кто же будет петь такую песню в кабаках? Сразу посадят! Ты сам-то соображаешь для чего мы пишем эту песню? Для Гайдая? Нет, для того, чтобы она жила как-то. А она тут же умрет сразу на корню». Обиделся, жена звонила Лера, чего ты не принимаешь. Потом он написал вот это - зайцы, дубы-колдуны. Действительно, то, что надо. И когда записывали, я говорю: «Ну что, Леня?» Он говорит: «Ну, ладно, могу же ошибиться...»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Получается, вы повлияли на то, что это песня про зайцев. Супер.

Зацепин: Я зайцев позвал и все.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так и хочется сказать, Александр Сергеевич, спасибо вам за зайцев!

УТРЕННЕЕ ШОУ: И хорошо, что Гайдай вам доверял.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я вам за зайцев говорю вам от всего нашего народа. Эту песню поют до сих пор и в кабаках, и дома за столом, когда хорошее настроение, когда фильм пересматриваем.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Один из моих любимейших кинофильмов - «Земля Санникова». И песня «Миг между прошлым и будущим». Она для каждого своя, я бы даже так сказала. Но критики назвали ее «мещанской песенкой, авторы которой не думают о будущем советского человека». Из-за этого сильно пострадал Леонид Дербенев. И вам тоже как-то досталось?

Зацепин: Мне не досталось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ага, то есть, кто пишет музыку, тот ни за что не отвечает?

Зацепин: Там восемь нот всего. Там все годится. «Песенка о медведях» - тоже.

 УТРЕННЕЕ ШОУ: Леонид Дербенев принимал удары, а на вас ничего не сваливал? Не говорил, что это Зацепин его подбивал? Что какую музыку написали, такой текст и получился?

Зацепин: Нет, про зайцев никто ничего не писал. Хотя тоже говорили, что сейчас во всем Советском Союзе начнут петь «А нам все равно...»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Везде политическую подоплеку находили. Ну, работа такая!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А «Остров невезения»?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как только пропустили такую песню...

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот еще фильм один из моих любимых - «31 июля». Это вообще революция, получается. И Гостелерадио настороженно к нему отнеслось. Там же полупрозрачные наряды актрис. И вашу музыку назвали «подчеркнуто западной» в этом фильме.

Зацепин: Они круто сказали. Когда пришли два человека, представители с телевидения, это же по заказу телевидения было... И они 33 замечания сделали по фильму. Убрать все места, где есть намек на голое тело. Музыка, сказали, это зады капитализма...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как?!

Зацепин: Зады капитализма.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это надо записать.

Зацепин: И кто-то из группы - сидело человек наших, может, 20, и художники, осветители, все, кто угодно. И кто-то из них сказал: «И заменить всех исполнителей!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: У меня восьмилетняя дочка, но она уже знает, кто такой Александр Зацепин. Мы с ней ходили на мюзикл, театр Кукол Образцова, «Барон Мюнхгаузен». Но это все-таки мюзикл, в котором участвуют куклы. С кем проще работать: с людьми или с куклами?

Зацепин: С куклами-то я непосредственно не работаю. Они слушают, но ничем не отвечают. Приходится говорить с людьми. Но, конечно, очень классно. Там в основном все делала Екатерина Образцова ведет - внучка Образцова.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это вообще у вас первый опыт работы с куклами?

Зацепин: С куклами - да. В первый класс, когда я в школу пошел, там тоже куклы показывали, но я там не работал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему именно с куклами-то вы захотели сделать? Место довольно-таки для мюзикла необычное.

Зацепин: Мы познакомились с Екатериной Михайловной Образцовой. Мне предложили. Я, конечно, с удовольствием сделал. Я раньше писал когда-то, еще в консерватории учился. В театр писал музыку для драматических спектаклей. Даже «Слуга двух господ», например, и тому подобное. Но это не куклы. Мультфильм делал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мультики - это отдельная песня.

Зацепин: Сейчас хотят опять ставить мой мюзикл «Тайна третьей планеты».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы прочитали, что в детстве вы мечтали стать артистом цирка. Но мама не разрешила. Я так и не поняла, почему.

Зацепин: Я учился в седьмом классе, по-моему. В школе. Параллельно я занимался радиотехникой. Радист-оператор. Чем угодно, всем... паял приемники, делал радио. И акробатикой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Совсем разнопланово!

Зацепин: Сальто заднее, переднее, петля, на двух руках, на одной руке стоял.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это вы дома этим занимались?

Зацепин: Нет, дома занимался. Параллельно занимался акробатикой. Пошел в цирк. Ребята говорили: «Сашка в цирк пошел! Сашка в цирк устроился!». А мама туда пошла и сказала: «Дайте ему доучиться!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы в седьмом классе пошли устраиваться в цирк.

Зацепин: Да, потом в морфлот хотел. Мама говорила: «Подожди, успеешь!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спасибо большое вашей маме, потому что неизвестно, какой бы вы были моряк, но композитор из вас получился фантастический!

Зацепин: А композитором я и не думал быть. Никто не думал. Учили меня музыке, музыкальную школу я закончил. Для себя, для общего развития.

 

УТРЕННЕЕ ШОУ: Фантастический композитор у нас сегодня в гостях, потому что фантастические вещи рассказывает. Цирк, радиотехника - все, что угодно, только не музыка. И в итоге какая музыка получилась и еще получается!  

 

10.03.2020