Аллея звёзд — Евгений Маргулис - рок-музыкант

Евгений Маргулис - рок-музыкант, гитарист, вокалист, Заслуженный артист России
Евгений Маргулис - рок-музыкант, гитарист, вокалист, Заслуженный артист России

ЦИТАТЫ:
«Бабушка была из той редкой породы людей, которые музыку ненавидят. А так как с бабушкой мы жили вдвоем, я пытался в бабушкиной квартире играть на скрипочке. Играл я омерзительно. Потому что я учился, мне было 6 лет. И звуки я издавал нечеловеческие. Как Ленин, который слушая Аппассионату, говорил, что это нечеловеческая музыка. Так и бабушка слушала мою скрипку. Слушала она достаточно недолго. Она как-то посмотрела на меня с укором, подошла ко мне, взяла скрипку и выкинула ее в окно.»
«Он говорит: «Слушай, а не хочешь ли прийти к нам?» Я говорю: «Я на бас-гитаре играть не умею». Он говорит: «Мне папа привез из Японии гитару. Бесхозный бас...» Я говорю: «Если меня научите, я стану басистом». Так я стал басистом.»
«Первая песня, которую я выучил была песня, текст которой мне вручную переписал мой сосед Серега Фомин, я помню до сих пор некоторые фразы на том английском языке, который мне написал Серега. Потом, естественно «Битлы». Мои одноклассники - они же были дети шпионов и военных атташе, и прочее, прочее.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Утреца всем добрейшего, ребята!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Итак, у нас сегодня первое ноября, у нас сегодня пятница и у нас сегодня праздник! Мой большой старинный друг у нас сегодня в гостях. Наш российский, советский рок-музыкант, Заслуженный артист Российской Федерации, пианист, гитарист, бас-гитарист, певец, композитор...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ничего себе!

УТРЕННЕЕ ШОУ: ...кавалер ордена почета, Евгений Маргулис! Жень, привет!

Маргулис: Здравствуй-здравствуй! Ты знаешь, после такого представления мне стало как-то неловко.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Потом отдашь!

Маргулис: Хорошо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас такие дружеские посиделки сегодня!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это да! Я вот что давно хотел спросить, но случай представился только сейчас. Ты ведь в детстве ходил в музыкальную школу...

Маргулис: Не ходил я.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не надо передергивать, не соскакивай с темы. Учился же играть на скрипке. Но не научился. Бабушка к этому руку приложила, выкинула скрипку в окно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какая хорошая бабушка!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему она это сделала, и что ты ей сказал?

Маргулис: Ничего не сказал. Бабушка была из той редкой породы людей, которые музыку ненавидят. А так как с бабушкой мы жили вдвоем, я пытался в бабушкиной квартире играть на скрипочке. Играл я омерзительно. Потому что я учился, мне было 6 лет. И звуки я издавал нечеловеческие. Как Ленин, который слушая Аппассионату, говорил, что это нечеловеческая музыка. Так и бабушка слушала мою скрипку. Слушала она достаточно недолго. Она как-то посмотрела на меня с укором, подошла ко мне, взяла скрипку и выкинула ее в окно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это молча было сделано?

Маргулис: Молча, да. А что тут говорить?

УТРЕННЕЕ ШОУ: И после этого моя музыкальная карьера покатилась вниз.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А ведь бабушки часто внуков так любят, все позволяют, все разрешают. У вас как в целом с бабушкой складывались взаимоотношения?

Маргулис: Складывались прекрасно, потому что я детстве обладал тонким красивым голосом. А ввиду того, что все-таки была коммуналка и соседи, а соседи были весьма приличные, поэтому на каких-то праздниках, на каких-то пьянках-гулянках меня ставили на табуретку и я тонким голос напевал кое-какие песни. Бабушке это нравилось. Но ей нравилось, скорее всего, не то, как я извлекаю, а сам эффект - рукоплескания, овации.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Все умилялись, конечно!

Маргулис: Вот это она любила. В этот момент она чувствовала себя хозяйкой этого маленького внука, который своим искрометным искусством зажигает коммуналку.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А сейчас-то внук вырос и зажигает эфир на Ретро FM!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Твоя карьера как рок-музыканта началась в группе «Машина времени». Как ты туда попал и как ты с Макаревичем познакомился?

Маргулис: Познакомился я в 74-ом году благодаря сокурснику моего старшего брата Кости Корнакова, царство ему небесное. Он работал в Москонцерте звукотехником знаменитого Николая Бельды, который пел «Мы поедем, мы помчимся...» Он был гениальной совершенно дядька. Но был склонен к пьянству и алкоголизму. И аппаратура стояла бесхозная. Мы с этим Костей Корнаковым эту аппаратуру за 10 рублей сдавали всем рок-музыкантам, существующим на тот момент.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ай-я-яй!

Маргулис: Да, мы сдавали аппараты и наживались на этом несметно. И как-то после концерта «Машины времени» какой-то аппарат мы потащили к Макару домой. Макар меня заметил, это был 74-й год. А в 75-ом после какой-то очередной пьянки он меня спросил: «А ты Хендрикс играть умеешь?» А я как раз умел играть одну пьесу. Я сыграл ему один в один. Он говорит: «Слушай, а не хочешь ли прийти к нам?» Я говорю: «Я на бас-гитаре играть не умею». Он говорит: «Мне папа привез из Японии гитару. Бесхозный бас...» Я говорю: «Если меня научите, я стану басистом». Так я стал басистом. 

УТРЕННЕЕ ШОУ: Забыл сказать, что ты телеведущий, когда представлял. Ведь это же ты руку приложил к созданию программы «Смак» на Первом канале с Андреем Макаревичем?

Маргулис: Нет, я предложил только название программы. Создание программы проходило на моих глазах, Макар сказал, что страшно любит готовить, поэтому решил вывалить свое искусство приготовления на нашего одинокого и странного зрителя. И после этой передачи Макар пришел в состоянии ужаса. Звонок: «Здравствуйте, Андрей! Хотим пригласить вас на выездную передачу «Смак», дворец спорта, 6 тысяч народа, бойцовский ринг и вы там готовите борщ...» Нормально? Это реальная история. Я ему сказал, что через какое-то количество времени ты поймешь, что телевидение тебя все-таки испортило.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же коллекционируете лягушек.

Маргулис: Коллекционировал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему перестали?

Маргулис: Надоело. Стали появляться повторяющиеся экземпляры.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А сколько насобиралось?

Маргулис: Штук 600, наверное.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что это за статуэтки? Почему лягушки-то?

Маргулис: Не помню, какой год. Исполняется 33 года, два сокамерника по «Машине времени» дарят мне подарки. Макар лягушку XIX века, Сашка Котиков подарил мне деревянную таиландскую лягушку размером с...

УТРЕННЕЕ ШОУ: С меня?

Маргулис: Ага. Меня так прикололо, что я стал собирать. Об этом узнали мои друзья-негодяи и стали на день рождения дарить мне разную чушь. В какой-то момент я понял, что надо остановиться.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Раскрою один небольшой секрет, благодаря Евгению Маргулису я стал пить... морковный сок!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это ты в Нью-Йорке научил меня пить морковный сок свежевыжатый. До этого я не пробовал.

Маргулис: Да ладно? Я помню, что мы в основном шатались там по китайским каким-то харчевням.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вечером мы с тобой нахлестались морковного сока. Было дело.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Любо-дорого послушать! По поводу популярности вы как-то сказали: «Слава - это когда тебя в ЖЭКе без очереди пропускают».

Маргулис: Абсолютнейшая правда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: ...«а если тебя не пропускают, значит, никто тебя не знает - угомонись». Ваша слава к вам в какой момент пришла? Когда стали пропускать без очереди?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты вообще в ЖЭКе-то был?

Маргулис: Конечно, я хожу!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Было такое, что пропускали без очереди?

Маргулис: В последнее время - да.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 15 лет ты в первый раз взял в руки гитару. И все это для того, чтобы понравиться девчонкам.

Маргулис: Да, только ради этого.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажи, это дало какой-то эффект? Реально поменялась ситуация? До этого девчонки тебя как-то обходили стороной?

Маргулис: Я был страшный, кривоногий, ушастый. Чтобы понравиться девчонкам я научился играть на гитаре. Потому что в то время человек, играющий на гитаре, - это было практически как видеомагнитофон.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну ты сравнил, конечно!

Маргулис: Первая песня, которую я выучил была песня, текст которой мне вручную переписал мой сосед Серега Фомин, я помню до сих пор некоторые фразы на том английском языке, который мне написал Серега. Потом, естественно «Битлы». Мои одноклассники - они же были дети шпионов и военных атташе, и прочее, прочее.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Везли пластиночки?

Маргулис: Везли пластиночки, записи у нас были всегда, как ни странно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Каким образом вы оказались в роли Ирода в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»?

Маргулис: Мне предложили. Время было дикое, начало 90-х. Интересно было попробовать себя в исполнении этой арии, потому что в 73-ем году мне как-то это все нравилось, и даже в детстве какие-то арии играли. А тут предложили. Я посмотрел русскую адаптацию, она была не противная. А раз не противная, то почему бы не спеть. Взяли и спели.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это было с удовольствием? Или за деньги?

Маргулис: В начале 90-х какие деньги? Я пустился в дело с большим ИТНУЗАИЗМОМ. То есть бесплатно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: До нас дозвонился Андрей из Екатеринбурга. Андрей, доброе утро!

Андрей: Доброе утро, Евгений Шулимович!

Маргулис: Здравствуйте!

Андрей: Разъясните мне, пожалуйста, вы - бас-гитарист или просто гитарист? Ведь даже в клипе на кавер-версию «Арлекино» Аллы Пугачевой вы играете и на гитаре, и на бас-гитаре. Почему выбрали именно эту песню и как вы познакомились с Аллой Пугачевой?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сколько вопросов в одном! Давайте сначала, бас-гитарист или гитарист?

Маргулис: А я даже не знаю, мне без разницы на самом деле.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Серьезно?

Маргулис: Абсолютно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему песню выбрали «Арлекино»?

Маргулис: История такова. Была такая программа «Радио Алла»... Я же знаком с ней с 74-ого года. И она меня усиленно зазывала к себе. Мне неохота было идти, были всяческие отговорки. В 80-ом году она хотела, чтобы я у них играл на бас-гитаре.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы отказались?

Маргулис: Да. Я свалил из «Машины времени», метался между институтом и «Араксом». Она сказала: «У тебя и так геморроя хватает и без меня...» Сидели, трепались, она говорит: «Тут твои друзья-рокеры бешеные придумали сделать трибьют, хочешь поучаствовать?» Я говорю: «Конечно, нет». Она говорит: «Я предполагала, конечно, что так оно и будет. Но ты переслушай мое творчество, мало ли что тебе подойдет». Я переслушал ее, ничего не подходит вообще. Ну, девичья истеричная такая музыка. Спустя какое-то количество времени она говорит: «Я догадывалась, поэтому предлагаю на откуп две песни «Арлекино» и «Еврейский музыкант». Про вторую я говорю: «Это сразу мимо, масло масленое мне не надо». И улетел в Америку. Вернулся в Москву, записал черновик и отослал Алле в надежде, что она от меня отстанет. Минут через пять звонок: «Приезжай». Мало того, что ее включили в пластинку, она сняла мне еще клип.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты ведь вначале 80-х хотел эмигрировать.

Маргулис: В конце 70-х.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А из-за чего и почему не уехал?

Маргулис: Знаешь, была масса проблем, связанных с моей социализацией рок-н-ролла. Были некоторые недопонимания и с моей стороны, и со стороны властей. Некоторое разногласие с комитетом госбезопасности...

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как ты добился разногласий?

Маргулис: Повезло. И поэтому было тяжело...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но был же момент, когда ты не мог устроиться на работу по профилю?

Маргулис: Целых два года. И могли присадить за тунеядство. Но благодаря Юрию Михайловичу Антонову, я был восстановлен в правах, сделан безымянным артистом. Я ведь был под красной строкой запрета появления на советской эстраде. Он как-то пошел работать членом ингушской филармонии, взял меня туда артистом. А там им было абсолютно наплевать, кто я такой. Юре нравится - и хорошо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А потом советская власть закончилась. И чего уезжать-то?

01.11.2019