Аллея звёзд — Сергей Жигунов - актёр

Сергей Жигунов - актёр, режиссёр, Заслуженный артист России
Сергей Жигунов - актёр, режиссёр, Заслуженный артист России

ЦИТАТЫ:
«Меня уже со съемок забрали в армию. Надо правильно понимать, как была устроена страна. Все было народное, кино в том числе. Уход меня в армию наносил серьезный ущерб экономике. Но картины тогда должны были служить народному хозяйству. Поэтому государство договаривалось само с собой, не было частных компаний. А государственный Мосфильм договаривался с государственным Генеральным штабом вооруженных сил Советского Союза о том, что такой-то артист должен иметь возможность продолжать заканчивать государственное дело, иначе государство потеряет деньги. Когда все в одних руках, оно вот так решается.»
«Главнее продюсер, конечно. Без актера невозможно сделать кино. Здесь все делают свою работу. Продюсер приходит раньше, уходит позже. Артист отснялся в середине. Он не был ни до, не был и после. На продюсере много ответственности очень лежит. Их называть бездельниками – дело последнее, потому что они работают примерно в три раза больше всех в общей сложности. Продюсер начинает работать, когда появляется идея. И заканчивает, когда картина вышла в эфир. И после этого он досдает какие-нибудь документы, бумажки, кассеты, акты и все остальное. Это огромная технически-административно-художественная работа. То есть все, что происходит в картине – это все зона ответственности продюсера.»
«Нет, образование нужно. Я, когда учился, думал, что не очень нужно. Теперь я понимаю, что оно необходимо. Потому что я вижу артистов без образования, их много теперь стало.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Друзья, с добрым утром!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте! Встречаем пятницу легко, весело и красиво. Да еще и не одни.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я волнуюсь!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не волнуйся, я тебе скажу, кто у нас сегодня в гостях.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А я, мол, не знаю, да?!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мало ли, вдруг. Итак, господа, записывайте. Актер театра и кино, кинорежиссер, продюсер, Заслуженный артист Российской Федерации, гардемарин по жизни. Сергей Жигунов у нас сегодня в гостях. Сергей, доброе утро!

Жигунов: Доброе утро! Какие вы жизнерадостные!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это уже не лечится!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Профессиональная привычка!

Жигунов: Ну, вы даете!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кроме того, что я перечислил, вы же еще являетесь и президентом первого фестиваля телевизионных художественных фильмом «Утро Родины», который с 22 по 29 июня пройдет в Южно-Сахалинске. У меня вот какие пару вопросов. Почему так далеко от столицы? И подробности хотелось бы из первых уст.

Жигунов: Ну, почему нет, собственно. Сахалин – загадочное место. Все фестивали проходят ближе к Москве и к Санкт-Петербургу. Поэтому, почему не сделать фестиваль, который совсем далеко находится от столицы.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так потом пешком вообще не дойти, если хорошо отметить.

Жигунов: Не хочу вас расстраивать, Сахалин – остров.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да я и говорю, пешком не дойти.

Жигунов: Пешком дойти нельзя, можно только вплавь. А лучше на самолете. Япония совсем близко. Пролив Лаперуза, по-моему, 27 километров. Японию видно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте, от географии отойдем и поговорим про сам фестиваль.

Жигунов: Фестиваль большой. В 17-ом году по прошлому фестивалю мы отбирали из 317 фильм или 314 сериалов, вышедших в эфир. Дело в том, что на 100 снятых игровых фильмов, существует около 65 фестивалей в России. И один для телевизионных сериалов.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы сказали, что более 300 фильмов вы отбирали. То есть, вы садились и 300 фильмов отсматривали. Где взять столько свободного времени?

Жигунов: Отборщики. Понятно, что есть картины, которые сразу не могут попасть. Известно, какие картины вызывают интерес – это понятно заранее. Наверное, смотреть 317 фильм не обязательно для того, чтобы отобрать 12 в конкурс.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте начнем сначала. Я имею в виду, с вашего начала. Вы же родились в Ростове-на-Дону. И у вас должен быть южный акцент. А если он был, как вы избавлялись? Потому что в театральный поступить – это же серьезная проблема.

Жигунов: У меня не было говора. У меня мама была актрисой, режиссером. И в семье не говорили так (пародирует южный акцент).

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я слышала то, что вы плохо учились в школе. Правда?

Жигунов: Да что ж такое! Что значит, плохо? Учился я хорошо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Хорошо, но на тройки?

Жигунов: У меня было три по математике и по всяким алгебрам. И, по-моему, по физике. А все остальное у меня было на пять. Я хулиганил.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ааааа…

Жигунов: Историю, литературу я знал очень хорошо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Интеллигентный хулиган.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы дрались или вас били?

Жигунов: Пару раз я получал, было дело.

УТРЕННЕЕ ШОУ: За что?

Жигунов: Дрался просто.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А за девчонок дрался?

Жигунов: За девчонок пытался пару раз, но оканчивалось переговорами, я помню. Дрался и не дрался. Ну, наверное, и из-за девчонок тоже.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В институт вы поступили в 1980 году в Щукинское, а потом вас оттуда отчислили за то, что вы начали сниматься в кино. А вы знали, что за это отчисляют?

Жигунов: Знал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Что вас заставило? Жажда славы?

Жигунов: Ну, почему? Во-первых, я думал, что меня не поймают.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так все думают.

Жигунов: Конечно. Во-вторых, меня вы гнали не за то, что я снимался, а за несдачу зачета по сцендвижению. Меня ранили на съемках шпагой, у меня было рожистое воспаление правого плеча. С этим я не мог заниматься сценбоем, и за это меня выгнали.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Обалдеть!

Жигунов: То, что я вам рассказываю – это очень отраженно. Не то, что если ты поедешь на съемки завтра, то послезавтра мы тебя выгоним. Это не из этой серии.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На ваш взгляд, актер должен получить эти базовые знания или хорошим актером можно стать на кураже?

Жигунов: Нет, образование нужно. Я, когда учился, думал, что не очень нужно. Теперь я понимаю, что оно необходимо. Потому что я вижу артистов без образования, их много теперь стало.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А это видно? Как профессионал скажите. А то я в этом деле дуб дубом.

Жигунов: Это очень видно. Это вызывает уныние у меня.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, не печальтесь! Мальчишки и девчонки, надо учиться, получать образование!

Жигунов: Всем надо учиться, не только артистам!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы прямо как Владимир Ильич.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы можете его голосом говорить?

Жигунов: Нет, не могу. Я не был с ним знаком. Я, конечно, возрастной, но не настолько.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот Светлана помнит.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Во время проб в 87-ом году вас призвали в армию советскую послужить. И, чтобы оставить на съемках, вас зачислили в подмосковный кавалерийский полк. А как вообще это могло получиться? Ведь нельзя же было прийти к военкому и сказать: «Вы знаете, у меня тут съемки, на подводной лодке служить не могу». Кто вам помог? И кто этим делом занимался?

Жигунов: Меня уже со съемок забрали в армию. Надо правильно понимать, как была устроена страна. Все было народное, кино в том числе. Уход меня в армию наносил серьезный ущерб экономике. Но картины тогда должны были служить народному хозяйству. Поэтому государство договаривалось само с собой, не было частных компаний. А государственный Мосфильм договаривался с государственным Генеральным штабом вооруженных сил Советского Союза о том, что такой-то артист должен иметь возможность продолжать заканчивать государственное дело, иначе государство потеряет деньги. Когда все в одних руках, оно вот так решается.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А служить-то все-таки пришлось?

Жигунов: Конечно. Это было очень мило, потому что ты уходил на съемки, это было очень смешно. Сейчас кино кормит. А раньше не кормили. Уезжал я на съемку до завтрака в армии, возвращали меня после ужина. Наступил момент, когда мне съемки перестали нравиться. Потому что, как только возвращался, командир эскадрона ставил меня в наряд сразу на субботу, и в воскресенье. Ведь служить-то когда-то надо. Пять дней снимался, как проклятый, а в субботу и воскресенье я шел тянуть наряд.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А на губу попадали когда-нибудь?

Жигунов: Попадал. В Твери с Боярским.

УТРЕННЕЕ ШОУ: За что сидели?

Жигунов: Выпили с ним коньяку. А прапорщик очень расстроился, мы были в командировке. Он выпить с нами не мог, он на съемках какую-то лошадь заводил. И от расстройства… Выпивши, я, значит. Мне дали дублера. Я очень обиделся, потому что обрыв с лошади – это было падение назад, я умел делать сам. Но сказали, что артист делать не будет. Я взял коня, я был в трусах сатиновых, солдатских. Потому что было жарко, я ходил купаться в речку. И разогнался, и прям под камеру сделал обрыв. По собственному желанию. Но снимали-то кое-что другое…

(смеются)

Жигунов: Не прореагировали. Я еще раз разогнался, сделал обрыв. И тогда сказали: «Уберите артиста! Товарищ прапорщик, уберите вашего солдата куда-нибудь!» И меня убрали на губу!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Говорили, что вы продюсер, а я скажу больше, вы очень успешный продюсер. А в какой момент вы решили переквалифицироваться из актера в продюсера? С чего все началось?

Жигунов: Ну, давно это было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это понятно. Хотелось бы историю узнать.

Жигунов: Я в очередной раз получил шпагой. И ожидал, что не смогу работать артистом. И я решил попробовать себя в продюсировании, которого еще не было совсем в стране. Буквально никакого.

УТРЕННЕЕ ШОУ: По поводу продюсерства и актеров, если почитать всякие разные интервью или послушать, получается, актеры ругают продюсеров и говорят, что они дармоеды, ничего не делают. И обратная ситуация, продюсеры часто ругают актеров. А как на самом деле происходит? Что делает продюсер, что делает актер? Кто главнее, что сложнее? 

Жигунов: Главнее продюсер, конечно. Без актера невозможно сделать кино. Здесь все делают свою работу. Продюсер приходит раньше, уходит позже. Артист отснялся в середине. Он не был ни до, не был и после. На продюсере много ответственности очень лежит. Их называть бездельниками – дело последнее, потому что они работают примерно в три раза больше всех в общей сложности. Продюсер начинает работать, когда появляется идея. И заканчивает, когда картина вышла в эфир. И после этого он досдает какие-нибудь документы, бумажки, кассеты, акты и все остальное. Это огромная технически-административно-художественная работа. То есть все, что происходит в картине – это все зона ответственности продюсера.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Друзья, если есть возможность, не занимайтесь этой тяжелой и нервной работой!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы поговорили, дадим с гостем и людям пообщаться. Надежда из города Екатеринбург до нас дозвонилась. Надежда, доброе утро!

Надежда: Доброе утро! Но у нас день!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Извините! Екатеринбург – это, конечно, серьезно. Надежда, знакомьтесь с нашим гостем, Сергей Жигунов у нас в студии.

Жигунов: Добрый день.

Надежда: Хотела спросить, в фильме «Гардемарины» вы с Дмитрием Харатьяном друзья, не разлей вода. А в жизни вы дружили?

Жигунов: Мы дружили тогда, да. Все как в жизни на экране, продолжайте верить.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тааак, а чего это вы от микрофона отвернулись и покраснели?

Жигунов: Я не покраснел. Нет-нет, мы очень дружили тогда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А сейчас?

Жигунов: Сейчас не очень.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А причины-то недружбы? Или хорошие отношения остались?

Жигунов: Нормальные отношения. Меньше общаемся.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Шпаги иногда из ножен выхватываете?

Жигунов: Как вам сказать… Ребята не очень любили шпаги выхватывать, они меня пугались: «Прекрати это!» Мы дружили не по поводу шпаг.

Надежда: Спасибо большое, Сергей, вам.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вам спасибо за звонок.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы являетесь президентом первого фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро родины», который в Южно-Сахалинске на острове Сахалин пройдет уже в этом месяце. 22-29 числа. Давайте  еще раскрывайте секреты. Вы говорили про то, что у вас там не просто серьезно. У вас там в жюри суперсерьезные люди.

Жигунов: Жюри очень хорошее в этом году. Владимир Валентинович Меньшов возглавил жюри в качестве председателя. В этом году будет одна удивительная вещь, о которой я хотел рассказать. Придумали недавно. Ее нет на других фестивалях. Дело в том, что фестиваль телевизионного кино хорош тем, что зрители смотрят картины, которые они уже знают, и, когда вручают призы, все знают, кому дают. Потому что в этом году, скажем, «Домашний арест» или «Звоните Ди Каприо» в конкурсе, или «Годунов», или «Ненастье» Урсуляка и другие картины – частицы вселенной, которые все знают и говорят: «О, я видел этот фильм, у меня в голове есть собственный рейтинг, я сейчас с интересом прослушаю, кто получил». И в этом году после показа двух серий конкурсных, которые полтора часа занимают, на сцену будут выходить два ведущих телевизионных критика Егор Москвитин и Денис Горелов, и модератором этого действа будет Дима Дибров. И все это называется аутодафе.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Понятно. Баттлы вы там организуете.

Жигунов: Один критик будет пытаться заступиться за картину, а второй будет ее рвать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот это самое жареное будет!

Жигунов: И Дима впал в состояние восторга от этого всего. Он сказал: «А можно употреблять какие-нибудь слова»? Он сразу назвал вполне цензурные выражения. Но я чувствую, что вот это аутодафе превратится в какое-то грандиозное событие. Потому что зал на всякий случай у нас там не очень большой. Я начал об этом рассказывать на пресс-конференции, Егора Баранова, режиссера картины «Спарта», приглашать не будем, чтобы никто не обиделся. Он сказал: «Я бы хотел пойти послушать, что про меня говорят». Мы собираемся это снимать и в интернет-канале в этот же день выкладывать. 12 таких баттлов с Дибровым и двумя критиками. Причем, я пригласил их, они пришли. Я попросил их поговорить, попробовал, забросил что-то. Как они сцепились по поводу «Игры престолов»! Сразу. Они разновозрастные, у них совершенно разные художественные взгляды. И я понимаю, что только перья будут лететь сейчас. И это будет здорово! 

 

07.06.2019