Аллея звёзд — Валерий Ярушин и Борис Каплун - ВИА "Ариэль"

Валерий Ярушин и Борис Каплун - ВИА "Ариэль"
Валерий Ярушин и Борис Каплун - ВИА "Ариэль"

ЦИТАТЫ:
«Путь на наше телевидение всегда нелегкий сам по себе. Но, конечно, помог конкурс, в котором мы стали лауреатами, и нас увидела практически вся страна и услышала.»
«Такая фраза была, журнал Fortune: «Рабочие парни из рабочего города Челябинска несут в массы мир волшебной западной музыки». Потому что мы исполняли битлов «Golden Slumbers» из «Abbey Road».»
«И мы, может быть, разбежались для того, чтобы немножко отдохнуть друг от друга и через 30 лет встретиться вновь. Потому что это ностальгия по тому времени, потому что невозможно не встретиться было. Потому что было сделано гораздо больше, чем мы ожидали на то время.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром, друзья! Пятница подкатила, не хочу сказать, что неожиданно, но все равно приятно. Вместе с пятницей и гости в студии появились, и это радует вдвойне. У нас сегодня ВИА «Ариэль» в лице заслуженных артистов России – Валерия Ярушина и Бориса Каплуна. Доброе утро!

Ярушин и Каплун: Доброе утро! Очень доброе.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Итак, 24 октября вы выйдете на главную сцену страны в Кремлевском Дворце. Вот расскажите поподробнее, что будет, чего нам ждать?

Ярушин: Это будет большой концерт. Естественно, мы выбрали самые популярные песни. Причем не столько популярные, сколько звучащие в эфире, в телеэфире, в радиоэфире, чтобы публике было удобно нас вспоминать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Постойте, а что вас вспоминать? На Ретро FM огромное количество песен «Ариэль» крутится. И не просто крутится, а доставляет нам колоссальное удовольствие.

Каплун: Спасибо, Саш.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот, что хотел спросить: 7-е ноября считается днем рождения «Ариэль»…

Ярушин: Нет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нет?

Ярушин: Опять-таки, давайте поправку сделаем: золотого состава «Ариэля».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ладно, хорошо, золотого состава «Ариэля». Вот 7 ноября – день рождения коллектива и день Великой Октябрьской революции – это как-то взаимосвязано?

Ярушин: Нас с Борей пригласили в ансамбль «Ариэль», который существовал до нас 2 года. Но сказали так: «Руководство мы хотим все-таки отдать тебе». Предыдущий был Лев Фидельман, он с удовольствием отдал это руководство мне. И Бориса пригласили на скрипку, а он переквалифицировался сразу в барабанщика.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что скрипка – инструмент несолидный, а барабаны побольше?

Каплун: Я сразу показал, что смычком, в принципе, можно работать как палочкой. Ребята говорят: «Это цирк, но ладно принимаем».

Ярушин: И вот я хочу объяснить цифру 7. Мы решили в день 7 ноября, думали, что праздник будет вечный для страны. Мы думали, что удвоим это настроение, и решили ... У Льва Фидельмана дома мы собрались за праздничным столом, сказали: «Ребята, родился новый состав «Ариэля», то есть будем считать, что сейчас у нас день рождения».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажите, пожалуйста, в конце 70-х вы довольно-таки часто появлялись на советском телевидении. «Утренняя почта» – были замечены там неоднократно мною лично. А как к коллективу из Челябинска это удавалось, и вообще, какова была конкуренция со столичными ВИА в то время?

Каплун: В 74 году мы стали лауреатами всесоюзного конкурса артистов эстрады. Была Алла Пугачева, был Хазанов. Видимо, с этого года все пошло, потому что первые гастроли, нас заметили, нас увидели и пригласили на телевидение.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть, я правильно понимаю, что путь на телевидение советское был для вас легким?

Ярушин: Не очень.

Каплун: Ну, путь на наше телевидение всегда нелегкий сам по себе. Но, конечно, помог конкурс, в котором мы стали лауреатами, и нас увидела практически вся страна и услышала. Правда услышала она нас раньше. Она нас услышала в 71-ом или 72-ом году.

Ярушин: Вот давайте на этом заострим внимание. В 71-ом году мы занимаем первое, вернее, разделили первое место с Александром Градским и группой «Скоморохи» на первом, ну, считается – на первом, рок-конкурсе в городе Горьком – «Серебряные струны». Отставала «Лебедушка», впервые попала на «Запишите на ваш магнитофон» Татарского. Вот отсюда вдруг получилось, что вот какая-то сенсация, какие-то, как нам говорили «сталевары»…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему сталевары-то?

Каплун: Ну, Урал! Урал – упорный край державы.

Ярушин: Такая фраза была, журнал Fortune: «Рабочие парни из рабочего города Челябинска несут в массы мир волшебной западной музыки».  Потому что мы исполняли битлов «Golden Slumbers» из «Abbey Road». Вы можете представить?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы практически как Битлз, из рабочих кварталов.

Каплун: Конечно. Вот такая ассоциация.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Еще хочется вот о чем спросить: в 75-ом году произошло два мощнейших события для коллектива «Ариэль»: выход на мелодии первого диска-гиганта – это намбер ван. И гастроли зарубежные: ГДР, Польша, Чехословакия, Куба, Вьетнам, Лаос... Это не все я сказал. Это какой-то мировой тур по соцлагерю, скажем так. А что на вас произвело большее впечатление: пластинка или вот закордон?

Каплун: Я думаю, что и пластинка и закордон. Я сейчас скажу, что для меня больше всего закордоном. Закордоном мы таскали огромный с Валерой чемодан, который был набит колбасой,  тушенкой, бульонами –это было что-что. И представляете, помнишь, когда мы забыли этот чемодан в городе Дрездене? Это была страшная трагедия!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Жрать-то нечего, да?

Каплун: Конечно! И мы вынуждены были послать машину. Мы заплатили, привезли наш чемодан, и это было счастье!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Колбаса…

Ярушин: И нам платили марочки, и чтобы их сохранить… Марочки-то платили, чтобы мы кушали, а мы кушаем свое, а марочки-то складываем.

Каплун: Конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что касается названия группы – «Ариэль». Вот откуда взялось? Явно не советское, какое-то капиталистическое название.

Каплун: Если помните, когда-то очень давно, в 60-х годах был замечательный стиральный порошок «Эра». А так называлась группа, созданная в Челябинске, говорят, что в 66-ом году, в 60-ом году она образовалась и называлась она «Эра». И один из участников пришел и говорит: «Ребята, как-то несолидно!  Ну, «Эра» – стиральный порошок. Я принес удивительное романтичное название – это «Ариэль». «Ариэль»! Ура! Так красиво!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Видимо, в современности очень смешно! От одного порошка к другому! (Смеется)

Каплун: И порошок нас догнал!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот смотрите, во времена железного занавеса где вы доставали музыкальные новинки? Это раз. Ну, в Москве понятно: фарцовщики, спекулянты, дети дипработника. И аппаратура, инструменты… В то время электрогитара – это что-то типа космического корабля было. Где вы это брали?

Ярушин: Вот сейчас вы улыбнетесь все, потому что моя первая бас-гитара в 68-ом году, которая была выпилена руководителем города Копейска и покрыта красным лаком. Струны стояли от фортепьяно, раздетого за кулисами. Представляете? Это ужас! Я сейчас вспоминаю. Сейчас захожу в магазин… Вот если в машину времени переместить туда, я бы с ума сошел от такого обилия инструментов.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А звукосниматели сами паяли что ли?

Каплун: Если бы были все эти инструменты, которые висят в магазине, не было бы этой музыки, понимаешь?

Ярушин: Правильно, правильно! Была жажда, ведь художник должен быть голодный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А по поводу музыки, где вы брали… Ну, вы уже коснулись, того что Beatles вы слушали, Pink Floyd – вот где вы это брали?

Ярушин: У музыкантов любых. Вот есть музыканты, фарцовщики, так называемые, музыкальные. Они не знали, как нота «До» пишется, – это не главное. Им главное принести диск.

Каплун: Для них это бизнес.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот смотрите, вы потом уже сами много гастролировали, много ездили, а что вы везли сюда? Родственникам, друзьям знакомым, что вас просили привезти, что привозили?

Каплун: Я вывозил детские ботиночки в количестве 14 пар. Тогда я был молодым  мальчишкой. И кассир на кассе – я не знал тогда немецкого языка – она все спрашивала: «Вы такой молодой – Сколько у вас детей?!»  Я говорю: «Семеро». Она говорит: «Не может быть! В 22 года семеро детей!»

 

УТРЕННЕЕ ШОУ: Смотрите, в 1980-ом году вы принимали участие в знаменитом тбилисском рок-фестивале. А как вы себя чувствовали – вы же позиционировались как вокально-инструментальный ансамбль – среди вот такой компании как «Автограф», «Аквариум», «Магнетик бэнд», «Машины времени»? Рокеры-то вас не подкалывали?

Каплун: Мы знаете, как сделали? Мы сделали такую маленькую хитрость. Я не знаю, помнит Валера или нет.  Мы им противопоставили крупную форму. То есть, вот всем ребятам из вокально-инструментальных ансамблей, которые пели песни. И «Машина времени», тогда они начали петь свой андеграунд. Это группы. А мы же спели, по-моему, кусок из «Емельяна Пугачева». Это был очень хороший политический ход.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Политический все-таки?

Каплун: Политический, да, безусловно. Емельян Пугачев – революционер!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот можете сказать, что вы в свое время заняли нишу фолк -рока. Так можно выразиться?

Ярушин: Можно, конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А кто был идеологическим вдохновителем? Чья была идея симбиоза двух стилей?

Каплун: Вот знаете, я как живой свидетель… Зачинщиком, конечно, и главным героем и сердцем этих песен, безусловно, был Валера. Потому что практически все аранжировки его, и это было здорово.

Ярушин: Знаете, интересная такая деталь. Почему мои аранжировки отличались от всех? Потому что классические, они сидели за клавишными инструментами, за фортепьяно, а я сидел за баяном. У меня аппликатура другая. Вот поэтому эта система аранжировщика – уж мы потом будем про аранжировщиков говорить– мне помогла именно баянная аранжировка. Но все в роке было, в фолк роке именно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Принесите мне баян. Поговорили мы о фолк-роке, не могу себя сдержать (поет): «Ой мороз, мороз, не морозь меня…»

(Все поют)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Друзья, вот что я хотел спросить, очень меня интересует. Ваш супер-хит «Порушка-Параня» изначально задумывался как пародия на группу Boney М и вообще, в принципе, стиль диско. Вот чем вам Boney М не угодил, хотел спросить…

Ярушин: Угодил-угодил, наоборот.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И почему вы взяли именно деревенскую свадебную песню?

Ярушин: Она настолько легла вот на все эти «Сони, сани, сани…» а Джафаров: «Уж как ты меня сударушка высушила...» Практически, то же самое как в Boney М. И мне так подумалось, а почему не сделать из нее... А вдруг, народ её воспринял не как пародию, а как натуральную песню. Как начали плясать, плясовые коллективы начали делать под нашу фонограмму. И вот, у нас почти финальная песня будет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, это суперхит. Так и есть!

Ярушин: Супер, правильно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Что касается сценических костюмов. Где брали? Сами шили, или был какой-то специальный магазин, доставали через какие-то склады определенные? Стилисты знакомые, может, есть уже тогда?

Ярушин: Я сейчас расскажу. У нас сестрички Медведевы, очень симпатичные девочки, они ездили с нами со швейной машинкой на гастроли.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это костюмеры?

Ярушин: Это костюмеры. Ну, костюмер у нас другая была, собирала тряпочки. А вот эти, они делали эскизики, мы их утверждали, что нам нравится, что не нравится. Они каждому нам сделали такие потрясающие индивидуальные костюмы. Шикарные были!

Каплун: Это самые потрясающие костюмы. Они были разные по характеру.

Ярушин: Конечно, вот эта ПТУшность, я всегда был против нее...

УТРЕННЕЕ ШОУ: ПТУшность, давайте конкретизируем, вы сейчас о ком?

Каплун: Мы о стиле.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы обещали же дать возможность народу пообщаться с нашими гостями. Михаил из города Липецк до нас дозвонился. Михаил, доброе утро!

Михаил: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас слышать. У вас уникальная возможность познакомиться с группой «Ариэль». Золотой состав у нас сегодня в гостях – имейте это в виду, так что держите себя в руках. Пожалуйста, знакомьтесь. По-моему, вы хотели что-то спросить.

Михаил: Да, Здравствуйте. Борис, Валерий, вот золотой состав – это все понятно. Скажите, пожалуйста, вот группе уже 50 лет, я правильно понимаю?

Каплун: Да.

Михаил: Вот 30 лет вы вместе не выступали. А почему?

Каплун: Вы знаете, мне кажется, это жизнь. Вот все как-то очень просто складывается. Вот тогда это было немножко сложновато. Хотелось немножко отдохнуть от репертуара, друг от друга. И время было достаточно тяжелое. И пошла другая форма творчества на эстраде: этот «Ласковый май». Сколько было коллективов, которые сегодня... И нас перестали писать. Я не стану вдаваться в подробности. Тяжелое было время. И мы, может быть, разбежались для того, чтобы немножко отдохнуть друг от друга и через 30 лет встретиться вновь. Потому что это ностальгия по тому времени, потому что невозможно не встретиться было. Потому что было сделано гораздо больше, чем мы ожидали на то время. Ну, и потом 50 лет, ребята, – это непростая дата. И все вроде как забыто, но забыть прошлое невозможно. Вот настоящего нет без прошлого. Поэтому решили протянуть руки друг-другу через огромное количество километров, и сделать этот концерт, чтобы он состоялся. Это 50 лет. Да 30 лет не общались. Да 30 лет не виделись. Но поверьте мне, что память, о том времени, когда мы вместе работали и играли на одной сцене…  И сцен было много, и композиций было огромное количество, и пережито было вместе много. Вот это сделало, мне кажется очень доброе дело для нас. Мы протянули друг-другу руки и сказали: «Нет, всё. Теперь уже не расстаемся на всю оставшуюся жизнь!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: А кто сделал первый шаг?

Каплун: Первый, конечно, позвонил Валера и предложил выступить нам вместе с ним на одном концерте в Челябинске. Мы пришли, поддержали его, выступили. Потом у нас уже были тоже свои какие-то свои концерты. Предложили Валере приехать и спеть вместе с нами какую-то финальную часть.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот расскажите, пожалуйста. Вы в детстве как представляли популярность? И вот те представления из детства совпали ли с тем, что вы в итоге получили?

Каплун: Я думаю, что все мои детские фантазии о популярности сбылись безусловно. Потому что нас везде узнают, нас любят, к нам подходят, мы везде расписываемся. Я вообще хотел сниматься в кино. Даже было такое: я отправлял на киностудию пробу, меня просили сфотографироваться в огромной соломенной шляпе, в сомбреро. И я отправлял, мне пришел отказ. Это так было замечательно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какая красота!

Каплун: Но начало-то хорошее.

Каплун: Начало замечательное. Я не знаю, как это было у Валеры, но мечты сбылись.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А поклонницы, девчонки?

Ярушин: Ну, без этого куда?

Каплун: Поклонниц у нас не было, девчонки были.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А, в этом смысле? (Смеется) Вы знаете, есть еще одна мечта, которая, я надеюсь, что осуществится, и вы этому поспособствуете 24 октября в Кремлевском Дворце. Уже как-то с нетерпением мы ждем, когда наступит среда ближайшая. Поэтому есть предложение пригласить наших слушателей на ваш концерт. Давайте, делайте это.

Ярушин: Это будет, во-первых, два отделения прекрасной музыки, причем той, которая у всех даже под кожей, я уж не говорю о популярности. То есть такая ностальгия! Да, приходите будет интересно.

Каплун: Да, приходите, будет хороший, теплый, уютный концерт.

УТРЕННЕЕ ШОУ: 24 октября встречаемся в Кремлевском Дворце на концерте группы «Ариэль». Я пойду. А вы, друзья, не отказывайте себе в этом удовольствии.

Каплун: И мы тоже пойдем!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не обманете?

Каплун: Постараемся.

 

19.10.2018