Аллея звёзд — Владимир Грамматиков - актёр театра и кино

Владимир Грамматиков - актёр театра и кино, режиссёр, кинодраматург, продюсер, Заслуженный деятель искусств России.
Владимир Грамматиков - актёр театра и кино, режиссёр, кинодраматург, продюсер, Заслуженный деятель искусств России.

ЦИТАТЫ:
«Но не нужно бояться, что ты совершишь какую-то роковую ошибку, поступив после школы в какой-то не тот вуз. Если поймёшь, что это не твоё, нет никакой катастрофы. Людей, которые заняты любимым делом, не так много. Эти высоты надо завоёвывать. Господом они не даруются.»
«Семейное кино для нас должно быть пронизано позитивом. А все наши авторы сползли ниже пояса. У них другое не получается. И тогда началась «великая стройка».»
«Мы говорим, что этот актёр симпатичный, а это какой-то не очень симпатичный. Люди исходят не только из того, как он выглядит. Важно, как он говорит, что он думает. Если вы думаете поступать, то поступайте. Потому что то, что вам даровали родители и господь бог, всегда пригодится. Но к этому нужны ещё и знания.»
«Расскажу тайну. У меня была мечта. Каждый режиссёр имеет мечту. Или, может не говорить…»

ИНТЕРВЬЮ:

Минаев: Наше почтение, уважаемая публика! Ещё раз всех поздравляем с началом учебного года. У нас по этому случаю в гостях актёр, режиссёр, продюсер, снявший огромное количество наших любимых фильмов, таких как «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Улица Сезам», «Улица «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», правда этот фильм не совсем детский, но культовый. Итак, в первой смене заслуженный деятель искусств России, профессора ВГИКа, креативный продюсер компании «Disney» в России, Владимир Грамматиков.

Грамматиков: Ура-ура-ура!

Минаев: Извините, целиком не получилось!

Грамматиков: секретарь правления Союза кинематографистов России», член в президиуме кинопремии «Золотой Орёл». И так далее.

Ветрова: Ого!

Минаев: Детство, школа – это ваши темы. Расскажите о своей школе, как учились.

Грамматиков: Поздравили с этим выдающимся праздником, а я хочу выразить соболезнования многим, кто нас сейчас слышит…

(Смеются)

Грамматиков: Школа – это всегда противоречие. С одной стороны, утренний подъем – мероприятие всегда чудовищное, но зато после летних каникул этот трепет, ожидание встречи с друзьями…

Минаев: А учились-то как?

Грамматиков: Школа у меня была неровная. Был успешен класса до 5-6-ого. Потом увлёкся баскетболом. Я играл за сборную района, потом за сборную Москвы…

Минаев: А это серьёзное достижение, между прочим. А если бы снимали фильм о своих школьных годах, сюжет бы какой взяли за основу?

Грамматиков: Я бы, наверное, синтезировал школу и двор. Двор – не скокетничаю, если скажу, что это университет человеческих отношений.

Ветрова: Спустя годы обучения в школе, какой можете дать совет детям? Насколько мы знаем, вы поступили в Бауманку по настоянию папы. Потом был ВКИГ, ГИТЕС, в которые вы так хотели. Совет детям: надо слушать родителей или делать так, как ты хочешь и поступать туда, куда ты хочешь? Вы сначала послушали папу…

Грамматиков: В мои годы я не мог не послушать папу, вариантов не было. Я бы посоветовал так: конечно, слушайте родителей и пожелания педагогов. Но не нужно бояться, что ты совершишь какую-то роковую ошибку, поступив после школы в какой-то не тот вуз. Если поймёшь, что это не твоё, нет никакой катастрофы. Людей, которые заняты любимым делом, не так много. Эти высоты надо завоёвывать. Господом они не даруются.

Минаев: Ваш фильм «Усатый нянь» один из моих любимых, я даже его приобрёл на лицензионном диске, он у меня в коллекции. Он означает старт вашей успешной карьеры режиссёра. За год его посмотрели 53 миллиона человек. Главный герой Сергей Проханов. Как он попал в эту картину? Я так понимаю, критерий отбора главного героя был – найти общий язык с детьми?

Грамматиков: Совершенно верно, я думаю, нет вопросов. Молодой человек с гитарой, первый второй курс театральных курсов Москвы – и всё. В кармане – не тут-то было. Вы совершенно правы. Не могли найти взаимоотношения. Один приходил, начинал «усюсю-утютю». А это на пять минут. Другой приходил и говорил детям: «Так, быстренько веселимся, а ну-ка построились, давайте хахаха и хихихи». Тоже не проходило. И вдруг, я хорошо это помню, распахивается дверь на студии Горького, а группа у нас была на втором этаже. Появляется молодой человек, которого я знать не знал. Он говорит: Я знаю, вы ищете героя. Я Серёжа Проханов и я знаю, что я – герой вашего фильма». Я говорю: «Миленький, сейчас опускаешься на второй этаж, там дети собраны. Иди и наладь с ними отношения. Если всё получится, будем пробоваться». А дети, пожирая одного за другим претендента, набирали азарт. Новую жертву они уже ждали. Я запустил его туда и дверь закрыл. Всё, как обычно. Там началось всё по полной программе. Вдруг… мёртвая тишина! Я думаю: «Ё, моё…»

Ветрова: Съели…

Грамматиков: Думаю, доэкспериментировался я. Тихо открываю дверь, вижу, Серёжа лежит на ковре, руки у него по бокам и он говорит: «Мы рыбы, рыбы молчат». И они, виляя «хвостами», за ним плывут. Я увидел глаза детей, понял, что это то, что я искал. Если бы Серёжа сказал: «Прыгаем в окно со второго этажа», дети бы за ним сиганули хороводом точно совершенно. К счастью, не ошибся. Потому что весь съёмочный период у них были замечательные отношения.

Ветрова: А расскажите о проекте «Счастье – это…» студии «Disney», креативным продюсером которой вы являетесь. Там и Валерий Гаркалин, и Борис Щербаков, и Егор Бероев. И вы там тоже.

Грамматиков: Вообще, это история любопытная очень. Когда я пришёл в компанию «Disney», я столкнулся с тем, что понятие «семейное кино» интерпретируется по-разному. Я стал разбираться – слава богу, денежка есть в компании.

(Смеются)

Грамматиков: Поэтому мы могли разбираться, собирать фокус-группы, делать изыскания. И мы столкнулись с проблемой кадров. Семейное кино для нас должно быть пронизано позитивом. А все наши авторы сползли ниже пояса. У них другое не получается. И тогда началась «великая стройка». Мы объявили общероссийский конкурс идей «Счастье – это…» Чтобы понять, что такое «счастье» в понимании нынешнего поколения молодого. Мы получили полторы тысячи заявок. Какое жюри мы собрали – такого нигде, никогда и никто не собирал: Паша Чухрай, Паша Лунгин, Серёжа Урсуляк, Александр Бородянский, Алексей Учитель. Они отобрали семь лучших, устроили народный кастинг по программе поступления во ВГИК - стих, проза. Каждый мог снять себя и прислать. У нас «рухнул» портал в интернете! Но, тем не менее, мы не поленились и выбрали. Семь или восемь человек снимались в фильме впервые. Сняли семь новелл «Счастье – это…». Дальше был совершён ещё один подвиг. Впервые в практике бесплатный показ. Каждый мог зайти на сайт, взять купон и посмотреть фильм. Не скрою, у нас возникло желание снять два…

Ветрова: Это было бы чудесно!

Минаев: Почему бы и нет! От вас хотелось бы услышать, счастье – это…

Грамматиков: Нууу… Счастье – это удовлетворение себялюбия.

(Смеются)

Ветрова: В первый раз такое слышу!

Минаев: Зато понятно! Сейчас государство вновь по разнорядке выделяет деньги на кино. А как обстоят дела с финансированием непосредственно детского кино?

Грамматиков: Есть небольшой прогресс, честно скажу. В том, что отделили лоты на детское кино. Раньше это было по остаточному принципу. Но, на мой взгляд, не хватает следующих шагов: первый – должно быть стопроцентное финансирование детского кино. Объясню, почему. Дело в том, что государство даёт 60 %. Открою вам секрет, в среднем на сегодня фильм стоит где-то 2,5-3 миллиона долларов. Поэтому ходите в кино и поддерживайте российское кино. Вернуть эти деньги очень сложно. У компании, которая приступила к съемкам, недостаток бюджета уже 40 %. Мы неспособны снять мощную фантастику, хорошую постановочную сказку – просто не хватит денег…

Минаев: А это только из-за денег или и из-за того, что идей не хватает?

Грамматиков: Причина только финансовая. Планирование, распределение денег нужно более мудрое. Не нужно всем по чуть-чуть. Если будет два или три мощных постановочных проекта, мы перетерпим. Очень нужен исторический фильм, но не такой, где две лошади полуживые, деревянные мечи и вёдра на головах в битве за Россию-мать. Дети сейчас такое смотреть не будут…

Минаев: Чтобы, как «Александр Невский».

Грамматиков: Ну, мы это сейчас не потянем, но компьютерная графика может «досыпать» тысячи полторы лошадей и всадников. Третий пункт – очень важный. Детское кино должно возвращаться на международные фестивали и международные продажи. Мою сказку «Купеческая дочь» купило, по-моему, 14 стран. Это сразу возврат денег, которые дадут надежду на новое производство.

Ветрова: Хотим поговорить о близких вам шестидесятых. Вы как раз тогда «взрослели», можно так, наверное, сказать. Это Булат Окуджава, Высоцкий, Ахмадулина, это Коктебель…

Грамматиков: Я жил этим. Поэтому я ушёл из технического вуза. Если бы время было другое, я бы доучился, стал бы кандидатом, потом бы работал в лаборатории, у меня бы был живот и я бы был доктором наук неведомо каких.

Минаев: Кстати, перспективы тоже нарисовали. Не просто инженером где-то работать, а кандидат и доктор наук!

Ветрова: Про эти годы расскажите. Действительно были годы подъёма?

Грамматиков: Абсолютного подъёма. Казалось, что мы лет через 10-15 войдём в совершенно счастливое, радужное, солнечное общество. Полёт Гагарина… Никто никого не выгонял на митинги и демонстрации  – люди искренне высыпали все на улицу. Я шёл по улице, я был счастлив оттого, что Гагарин полетел в космос. Жизнь кипела. Сейчас невозможно собрать на кухне коммунальной или некоммунальной шестиметровой 15 человек. Понимаете, самое важное то, что в то время мы тяготели друг к другу, делились замыслами, никто ничего не скрывал. Сейчас, кто чего расскажет из своей жизни…

Минаев: Конечно, а то вдруг завидовать будут.

Грамматиков: Или что-то стырят… И очень многое родилось в то время. Потому что душевная щедрость даёт энергию.

Ветрова: Коктебель…

Грамматиков: Я дружил с Петей Штейном, у него там была комнатушка, там был дом творчества… Там, конечно, у нас были всякие истории, когда, например, виноводочный завод…

Ветрова: Это Сашина тема.

Грамматиков: Коньяк коктебельский… можно было туда проникнуть, взять как бы… Они обязательно давали трехлитровую канистрочку…

Минаев: До нас дозвонилась Татьяна из Уфы. Татьяна, у вас какой-то вопрос?

Татьяна: Хотела бы задать вопрос. Здравствуйте, Владимир Александрович. Вы пять раз поступали во ВГИК, сейчас там преподаёте. Как вы думаете, гениальными актёрами рождаются или становятся? И, если рождаются, то зачем учиться?

Грамматиков: В практике есть даже в театре актёры, которые не имеют высшего образования, которые самородки. Но это величайшие исключения. Всё равно нужно получать образование. Мы говорим, что этот актёр симпатичный, а это какой-то не очень симпатичный. Люди исходят не только из того, как он выглядит. Важно, как он говорит, что он думает. Если вы думаете поступать, то поступайте. Потому что то, что вам даровали родители и господь бог, всегда пригодится. Но к этому нужны ещё и знания.

Минаев: Хотелось бы ещё к детям вернуться. Как мы понимаем, вы с ними сами очень хорошо находите общий язык. В частности, в августе у вас было недавно какое-то грандиозное мероприятие. Расскажите.

Грамматиков: Это форум «Бумеранг». Прошёл наш юбилей, десять лет. Я собираю 320 детей из 72-х регион России, которые сами снимают кино, детский цент Орлёнок в Туапсе. Я пригласил туда наших великих кинематографистов. Там идёт эдакое варево. Участники смотрят работы друг друга, комментируют, разбирают. Задания им даём во время этого форума снять фильм. Четыре года назад, например, было 50 лет Орлёнку. Мы дали задание, представьте себе, снять одним кадром полторы-две минуты без монтажа, без склеек фильм о пятидесятилетии Орлёнку. Победила девочка, по-моему, из Кривого Рога. В кадре старческие женские руки, которые выдвигают шкатулку, открывают крышку и, внимание… Была такая серебряная клипса раньше на  галстуке пионерском. И тихо она вынимает фотографии 60-х годов, ещё какие-то предметы… А за кадром звучала музыка разных десятилетий, начиная с 50-х годов. Это был замечательный, очень эмоциональный ролик. Девочке-автору 12 лет.

Ветрова: Вам в интернете задают вопросы: «С кем режиссёру вообще легче работать – с детьми или взрослыми?» И ещё один: «Просили ли вас знакомые или друзья снять своих детей?»

Грамматиков: Первый вопрос традиционный, у меня уже заготовка есть. В принципе, с детьми интереснее. Почему? Потому что от них можно ждать импровизации и неожиданностей. А профессиональный, даже самый замечательный актёр, я знаю, что максимум он может. Второй вопрос, толкают ли знакомые своих детей. О боже, конечно, да! Но я как-то всегда обходил это, никогда у меня «блатных» детей не было.

Ветрова: Расскажите, что вы снимаете.

Грамматиков: Расскажу тайну. У меня была мечта. Каждый режиссёр имеет мечту. Или, может не говорить…

Ветрова: Ну начали же уже!

Грамматиков: Мечта снять своё детство… Это переезд из Свердловска в Москву в 47-ом году в товарном вагоне. Мама, корова, собака Лайка и четверо детей… Наше путешествие…

Минаев: Такой компанией на самом деле?

Грамматиков: Абсолютно. И я хочу снять гимн Матери, Женщине. Сейчас, я считаю, период в России, когда президентом у нас должна быть женщина. Женщина более ответственна, более последовательна. Я абсолютно за.

Ветрова: Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь хорошее в честь первого сентября.

Грамматиков: Дорогие друзья, я поздравляю вас с первым сентября. Желаю, чтобы вы не скучали в учёбе. Пусть каждый день будет такой, как первое сентября. Помните, что учёба имеет очень важное значение. Потому что мы ждём образованных, интеллигентных, знающих людей. Этого не только правительство ждёт. Вас ждут и на студиях, и в съёмочных группах, и на радио. Вас ждут везде!  Не подведите нас, образовывайтесь!