Аллея звёзд — Аркадий Инин – писатель-сатирик

Аркадий Инин – писатель-сатирик, кинодраматург, заслуженный деятель искусств России.
Аркадий Инин – писатель-сатирик, кинодраматург, заслуженный деятель искусств России.

ЦИТАТЫ:
«Я пишу сценарий как повесть. Зато потом у меня всегда есть возможность издать его книжкой, чтобы люди могли сравнить, насколько фильм отличается от того, что было написано.»
«Мой способ заключается в том, чтобы никогда не говорить жене «нет». Проще говоря, ни в чём ей не отказывать.»
«Женщинам желаю любви, потому что им кроме любви больше ничего не надо. Это меня изумляет и поражает всю жизнь.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: С добрым утром, друзья! Сегодня у нас в гостях Аркадий Инин. Доброе утро, Аркадий Яковлевич!

АИ: Доброе утро, если у вас это утро. У меня утро начинается в 8 часов.

ПС: Давайте, раскроем карты! Вы являетесь заслуженным деятелем искусств России, писателем, юмористом и сценаристом. Вы имеете огромное количество званий и регалий, а также занимаете почётное место в киноиндустрии. Так, по Вашему сценарию было снято более сорока фильмов. Сами Вы говорите, что самые любимые это те, которые любимы и народом – «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды 20 лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода …» и так далее. А вот есть ли какие-нибудь сценарии или фильмы, которые, как Вы считаете, были  недооценены либо их сняли не так, как Вам хотелось бы?

 

АИ: Нет таких. Что значит недооценены? Что написал, то и написал. А если это не понравилось, то значит, народ всегда прав.

ПС: А что касается режиссёров, которые снимали Ваши фильмы? Может с не совпадали ваши видения? 

АИ: Сколько угодно! И это естественно, потому что сценарий – это своя литература, а фильм – это уже кинематограф. Я пишу как меня учили во ВГИКе наши великие учителя. Я пишу сценарий как повесть. Зато потом у меня всегда есть возможность издать его книжкой, чтобы люди могли  сравнить, насколько фильм отличается от того, что было написано. А что касается вечного вопроса отношений сценариста и режиссера, то у нас есть байка, которую, правда, очень любят сценаристы и не любят режиссеры. Байка такая: «Фильмохранилище, архив. Сидят две мышки и грызут пленку фильма.  Одна мышка другой говорит: «А сценарий был вкуснее!»

ПС: Больше понравился! Напоминаем, что сегодня у нас в гостях Аркадий Инин – писатель-сатирик, создатель популярных телепрограмм «Вокруг смеха» и «От души».  

АИ: Один из создателей.

ПС: Давайте про «Вокруг смеха» подробнее поговорим. 

 

АИ: Её мы придумали вдвоём с Виктором Васильевичем Веселовским – главой «Клуба 12 стульев», Литературной газеты и просто невероятным человеком.   

ПС: И бородатым.

АИ: Бородатым и рыжим.

ПС: А что касается ведущего программы, долго его выбирали или сразу определились, кто будет вести?

АИ: У вас сколько времени? 

ПС: Хватает! Вы рассказывайте, рассказывайте!

АИ: Расскажу, в чём была фишка, как сказали бы сейчас. Вот тогда выступал по телевизору,  например, Райкин. Вот Аркадий Райкин номер показал, но никто понятия не имел, что это ему написал Жванецкий. Про то, что существуют авторы у великих артистов, теоретически знали, конечно,  но особо об этом не задумывались. Мы впервые придумали вывести авторов на экран. Причем в отличие от артистов эти авторы были картавыми, шепелявыми, как, например,  незабвенный Гриша Горин, или скрипучие, как Сеня Альтов, или насморочные, как Витя Коклюшкин, Но оказалось, что эти персонажи чрезвычайно интересны публике. Когда решался вопрос о ведущем, то пошли по традиционному пути и стали перебирать артистов – Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Зиновий Высоковский… Однако у всех что-то не совпало. И тут Витя Веселовский произнес первую историческую фразу. Он сказал, что раз мы делаем программу про авторов, то пусть и ведёт автор-писатель. Его спросили: «А кто?». «Пусть Санёк ведёт» – сказал он, имея в виду Александра Иванова. Тогда же он ещё не был Сан Саныч, а был просто Санёк. Он преподавал начертательную геометрию в техникуме, и у него была кличка «перпендикуляр». Студенты его так называли.

ПС: Похож!

АИ: Мы даже не поняли, кто это Санёк. Веселовский пояснил нам: «Ну, Саня Иванов. Он же прекрасный пародист». А почему он, поинтересовались мы. И тут Витя произнёс вторую  историческую фразу: «А потому, что он единственный русский из писателей-юмористов». И тогда это сыграло решающую роль, хотя всю жизнь Саню спрашивали настоящая ли эта фамилия, потому что внешность у него, как вы помните… Но это на самом деле его настоящая русская фамилия.   

ПС: Аркадий, хотелось бы вспомнить об ещё одном советском телешедевре – программе «От всей души».

АИ: С Йозефом Клементиновским мы придумали эту программу, которая вела Валя Леонтьева. Плакали все. Нас называли «плачьте как мы, плачьте с нами, плачьте лучше нас». Когда пришла Валя, то программа приобрела глубину, душевность, психологизм, слезы.  Но мы ведь её задумали как юмористическую передачу. Планировалось, что это будет юмористическая лирика, то есть встречаются разные люди, которые давно не виделись по каким-то обстоятельствам… Одна из первых историй касалась многодетной мамы  и старшего сына. Раньше в их семье день рождения  мамы всегда встречали вместе. Однако сына забрали в армию, а маме первый раз пришлось отмечать праздник без него. Мы её пригласили в студию, сказали, что передадим ей привет от сына, который где-то там служил на севере. На самом деле мы его привезли. И вот настал подходящий момент. Восемь ребят в форме запели песню «Мама, милая мама, как я тебя люблю…». Среди этих восьми человек был и её сын. Расстояние между ними составляло не более трех метров. Они поют, мама млеет, но сына она не узнает. В форме они все одинаковые. И вот когда они допели, и ребята стали подходить к женщине, чтобы подарить ей гвоздичку, то она, узнав сына, потеряла сознание. Шуточки, да? Еле, как говорится, маму отпоили. А хотели мы только хорошего. Так что с розыгрышами надо быть очень аккуратными.   

ПС: Аркадий Яковлевич, сейчас мы Вам клиента предоставим, который будет Вас спрашивать. Марина, доброе утро!

Марина: Здравствуйте! Есть такое мнение, что сейчас все делается за деньги и что КВН – это бизнес, не то, что тогда.

АИ: Когда тогда? До революции?

ПС: Когда Вы в него играли.

АИ: Это же ситуация всей страны. Есть такая присказка, что одно автомобильное хозяйство решило в порядке эксперимента перейти на правостороннее движение. Понимаете, что в городе случилось бы? Так и это. Тогда в стране не было бизнеса, не было американских штанов и машин,  фастфуда американского. А сегодня всё это есть и поэтому вся культура становится просто формой бизнеса. К сожалению, это так.    

ПС: Это нормально?

АИ: Это не нормально! Это ужасно для меня как человека абсолютно советского и ненавидящего всю рыночную экономику, но я же не могу против этого переть. Кроме того, мне многое нравится, например, театр.  

ПС: А можно с Вами поспорить? Например, недавно я пыталась смотреть КВН. Сидишь и ждёшь,  когда будет смешно. Раньше ведь так не было.

АИ: На эту тему даже говорить со мной бессмысленно.

ПС: Это старость, Яна. 

АИ: Как это Вы ждете, когда будет смешно?

ПС: Ну, не смешно мне.

АИ: А я не сижу и не жду, я хохочу. И хохочу с начала до конца. Конечно, бывают какие-то неудачные моменты.

ПС: «Мы начинаем КВН»! А Вы сразу смеяться начинаете?  

АИ: Ну не так, конечно. Короче, мне сегодняшний КВН нравится. Я над сегодняшним КВН смеюсь, в отличие от многих других программ, которые делают бывшие КВНщики.

ПС: Секундочку, товарищи! У нас там на проводе Марина!

АИ: Марина! Вы с нами?

ПС: У нас с Вашей подачи дискуссия разразилась, но а ответ на вопрос Вам понятен?

Марина: Да, мне понятен. Спасибо, большое!

АИ: Спасибо, Марина!

ПС: Аркадий Яковлевич, Вы написали много книг. Хочется поговорить о книге, которая называется «Вторая ошибка Бога. Все о женщинах от А до Я».  Как Вы можете говорить, что всё знаете про женщин, если всю жизнь прожили с одной дамой?

АИ: И всю жизнь говорю про женщин. Для того, чтобы исчерпать вопрос, скажу, что эпиграф к этой книжке из Льва Толстого: «Я тогда о женщинах всю правду скажу, когда в гроб лягу. Выгляну из гроба, скажу всю правду и тут же крышкой прикроюсь». Поэтому ещё говорить и говорить можно о женщинах.   

ПС: А что сделать, чтобы женщина была довольна? По-моему, этого не бывает никогда.

АИ: По-моему, тоже не бывает никогда. Почему вы решили, что жена мною довольна? Я совершенно в этом не уверен.

ПС: Ваша версия решения этой задачи?

АИ: Моя версия заключается в том, чтобы никогда не говорить жене «нет», чтобы она не сказала. Проще говоря, ни в чём ей не отказывать. У меня очень скромная и хорошая жена. Предположим,  что она сказала бы: «Я хочу шубу. Давай купим?». Я не говорю «нет». Я говорю: «Хорошо, давай купим». Она говорит: «А деньги»? Я отвечаю: «А денег нету». Она начинает думать, ведь знает состояние финансов, и понимает, что действительно сейчас мы её купить не можем. А предположим, что я бы сразу отказал и сказал, что денег нет. Разразился бы скандал! По этой причине лучше никогда не говорить нет. Женщина сама дозреет до понимания, что да, а что нет. Ну, наверное, встречный должен быть характер, понимающий. Бывает же, я должен вас огорчить, что встречаются бабы-дуры, которые ничего не понимают. Правда, я таких не встречал, но  слышал о них. Так вот, с такой бессмысленно разговаривать.

ПС: А шубу в результате купили жене?

АИ: Купил, но она не просила. Увидел, что она мёрзнет. Я пошёл и купил шубу.

ПС: Сегодня пятница весёлой получилась, потому что гости к нам пришёл Аркадий Инин – заслуженный деятель искусств России. Не будем, наверное, всего перечислять.

АИ: Нет уж, перечисляйте!

ПС: Пожалуйста! Советский и российский писатель-юморист, сценарист,  заслуженный деятель искусств России, автор сорока двух кинокомедий, тридцати книг юмора, более 200 радио и телепередач, один из создателей телепрограмм «Вокруг смеха» и «От всей души».  

АИ: А профессор ВГИКа?

ПС: Воздуха не хватило!

АИ: Ладно, хватит.

ПС: Вы работали над фильмами, которые так или иначе были связаны с романтически-лирической  темой.

АИ: Да, это моя любимая тема. Я и сейчас на такие темы пишу. Но для кино сейчас писать их уже бессмысленно. Они востребованы на телевидении.

ПС: А по-вашему, изменилось ли отношение к любви? Или это тема вечная и у людей ничего в этом смысле не меняется?

АИ: Про любовь? Конечно, вечная! Любовь, предательство, верность, дружба – вечные темы. Естественно, сегодня вмешивается рыночная история, бабки, за которые удавятся скорей.  Но всё  равно остается любовь-нелюбовь, дружба-недружба. У Шекспира Яго-подлец настучит, а сегодня в офисе, среди «планктона», настучит какой-то Яша.

ПС: Письмо напишет с копией.

АИ: По сути ничего не изменилось. А если бы это произошло, то мы бы забыли и Шекспира, и Чехова, и Островского…

ПС: Друзья! На этой лирической, высокохудожественной ноте – о любви, верности, дружбе и предательстве и коварстве – мы и заканчиваем наш сегодняшний разговор с Аркадием Ининым. Огромное спасибо, что пришли к нам в гости и рассказали много интересного. Скажите что-нибудь людям на прощание!  

АИ: Дорогие, с добрым утром! Здоровья вам и счастья. Женщинам желаю любви, потому что им кроме любви больше ничего не надо. Это меня изумляет и поражает всю жизнь. Вот пока женщина любит, она живёт. Всё остальное время она ходит на работу и в магазины, кормит детей, но не живет. Она начинает жить, когда влюбляется. Это какой-то кошмар, паранойя. А вам, мужчины, я желаю дела, хорошего дела!     

ПС: Чтобы шубу можно было купить?

АИ: Нет, не в финансовом смысле. Я не рыночный человек. Дело для мужчин должно быть интересным, а любовь – это для женщин. 

ПС: Спасибо за наставления и за то, что указали правильный путь.

                                                                                                27.09.2013