Аллея звёзд — Михаил Швыдкой – театральный критик

Михаил Швыдкой – театральный критик, театровед, общественный и государственный деятель, Лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Театра мюзикла в Москве.
Михаил Швыдкой – театральный критик, театровед, общественный и государственный деятель, Лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Театра мюзикла в Москве.

ЦИТАТЫ:
«Я, конечно, не был паинькой. Мы играли в баскетбол, хулиганили. У нас была весёлая, довольно озорная школа, но мы были не злостные.»
«Первую пьесу я написал, когда мне было 20 лет. После этого я 43 года пьес не писал, пока мне не захотелось сделать мюзикл на музыку 30-х годов.»
«Мне кажется, что мы живем в каком-то полуабсурдном мире, когда гламурно-популярных фигур, вроде меня, начинают выспрашивать о проблемах биотехнологий.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: Друзья, доброе утро! Сегодня у нас в гостях Михаил Швыдкой.

МШ: Доброе утро! Ура! Пятница!

ПС: А у Вас юбилей! Мы Вас поздравляем!

МШ: Это не юбилей. Знаете, как сейчас пишут? Например: «Поздравляем с юбилеем банк такой-то. Ему исполнилось 8 лет!» Каждый год жизни – это уже юбилей.

ПС: Действительно! 65 и один день. С днём рождения!

 

МШ: Спасибо, ребята!

ПС: Ваш день рождения в этом году совпадает с еврейским Новым годом Рош-А-шана. Будете совмещать празднования?

МШ: Честно говоря, я – человек не воцерковленный, не обрезанный.

ПС: Все рассказали! Все же праздник! А вкусненькое будете употреблять?

МШ: Знаете, у меня очень примитивный вкус. Меню сейчас модно такое же, как Ретро FM. В нём  написано – ностальгия по 80-м. Только они не понимают, что это ностальгия и по 20-м, и по 30-м. 

ПС: Пельмени?

МШ: Селедка с картошкой, салат «Столичный», шпроты, «Столичная» запотевшая. Дальше рассказывать? У меня очень простые вкусы. Вот в праздник я всегда говорю: «Ребята, пойдём, но набор еды будет вот такой – кусочек, извините, сала, немножко горчички или хрена и т.д».  Пятница начинается хорошо! 

ПС: Утро замечательное! Скажите, а плясать будете? Как-то мы приходили к Вам на съёмку  программы «Жизнь прекрасна», Вы меня вытащили плясать и сказали: «Не бойся!» Вы то, наверное, не помните.

МШ:  Забыть трудно!

ПС: А что ты сделал такое?

 

МШ: Знаете, плясать стало сложнее, да и программы больше нет. Мы сейчас сделали версию-ревю в Театре Мюзикла, где я художественным руководителем по совместительству работаю, называется тоже «Жизнь прекрасна»! Я даже немножко веду это ревю. Открываемся мы 20 сентября.

ПС: Хотим напомнить, что стартовал учебный год. А Вас, кстати, как родителя в школу вызывали? Вы своим детям всегда говорили, что надо хорошо учиться по всем предметам?

МШ: Я старался туда не ходить, но меня вызывали и по старшему сыну, и по младшему сыну.

ПС: А почему не ходили?  

МШ: Я приблизительно знал, что мне скажут. Ребята были веселые, озорные. Иногда они доходили до школы, выходя из дома, иногда и не доходили. Но при этом одному уже почти 40, а другому 33.  

ПС: И как-то всё в порядке в жизни?

МШ: Ну, в общем, ничего.

ПС: А сами как учились?

МШ: Вот моя мама никогда не ходила в школу. Я жил с бабушкой и дедушкой и они в школу тоже особенно не ходили. Когда я её закончил, то они пришли. Мне даже вручили серебряную медаль.

ПС: А по какому предмету была четвёрка?

 

МШ: По русскому языку. Я оканчивал математическую школу  и был увлечен совершенно другими предметами. 

ПС: И Вы ни разу не напакостили? Были идеальным и скучным мальчиком?

МШ: Когда все дети бегали и играли, Моня сидел и читал книг, как говорили раньше. Нет, я, конечно, не был паинькой. Мы играли в баскетбол, хулиганили. У нас была весёлая, довольно озорная школа, но мы были не злостные. Всё было в радость, а это другое совсем дело.

ПС: Ребята, пакостите, но грамотно, чтобы не заметили.

МШ: Ну, мы курили, мы выпивали…Простите, сейчас нельзя об этом говорить. Это не пропаганда курения. Спросите у Костолевского, с которым мы учились, он вам расскажет.

ПС: Стрелки перевели так сказать. Самому стыдно! Костолевский подбивал, мы поняли.

МШ: Нет! Я подбивал!     

ПС: Хотим теперь поговорить о мюзиклах. Вы вместе с Алексеем Кортневым написали либретто к мюзиклу «Времена не выбирают», и это единственный ваш опыт такого рода. Как Вы к нему пришли и как совместно творили? Как Вас угораздило?

МШ: Это от несчастья. Вообще первую пьесу я написал, когда мне было 20 лет. После этого я 45 лет пьес не писал, нет 43. Потом мне очень захотелось сделать мюзикл на музыку 30-х годов. Мы с Лешей отдавали всё время то одним драматургам, то другим драматургам и всегда при этом мучились. В итоге мне пришлось написать с Лёшей на пару. Это не шедевр, но музыка потрясающая! А 20 сентября мы откроемся легкомысленным спектаклем, в котором хотим показать, как поют наши молодые артисты. Будет он называться «Жизнь прекрасна!». Я очень скучаю по этой телевизионной программе, где я вас крутил в вихре танца. Я даже выйду на сцену. Когда-то я мечтал быть пианистом в ресторане, но придётся быть конферансье.    

ПС: В собственном театре! Вы, кстати, являетесь художественным руководителем Театра Мюзикла в Москве, а он находится в здании легендарной Горбушки. Когда то это была «Мекка»  советских и российских, да не только их, но и зарубежных музыкантов. И всё центровое, что в рок-н-ролле было, происходило там. Не кажется ли Вам, что логичнее было бы сохранить это место, как культовое рок-н-ролльное, а выбрать для театра другое помещение?  

МШ: Вы знаете, рок-н-ролльщики оттуда ушли в другие пространства – на Ходынку, в Крокус Сити Холл…

ПС:  Я вот с Вами не соглашусь.

МШ: Но чтобы как-то примирить два момента, я хочу сказать, что мы уже год мучаемся и хотим написать пьесу, которая называется «Горбушка». Она будет  о рок-н-ролле 70-х, 80-х годов. Очень трудно написать текст.

ПС: Так Вы Сашу позовите! Он же у нас рок-музыкант! 

МШ: Ловлю на слове!

ПС: Хорошо! Но вот почему я про «Горбушку» заговорил. Они ушли потому, что вы довели. Я знаю историю.

МШ: Не, не, не! Это было совершенно опустевшее и запущенное место, где уже не было нормальной канализации, электричества и всего прочего. И нам сказали, что уже как 3-4 года там уже никто не живёт. Мы его отремонтировали.

ПС: Понятно, что вопрос не к Вам лично, а к истории этого места. Но просто так случилось.

МШ: Вы знаете,  если есть идея, то мы можем вместе с Ретро FM сделать серию рок-концертов. Вопросов нет!

ПС: Хорошо, поговорим! А сейчас мы дадим возможность радиослушателям пообщаться с нашим гостем, который пришел к нам сегодня утром после своего дня рождения.

МШ: Представляете, какой это героизм прийти утром после собственного Дня рождения!

ПС: А мы не знаем, как это у Вас получается! Но, тем не менее, факт на лицо. А у нас на проводе Денис. Он желает с Вами познакомиться. Денис, доброе утро!

Денис: Доброе утро!

МШ: Здравствуйте, Денис!

Денис: Михаил Ефимович, у меня к Вам несколько вопросов. Вы себя пробуете в различных ипостасях – и шоумен, и министр. А у Вас есть какой-то объективный взгляд на уровень культуры нашего населения сегодня?

МШ: Денис, это не вопрос после Дня рожденья! Слишком трудный вопрос! Если говорить серьёзно, то я скажу вещь невеселую, с моей точки зрения. Притом, что у нас сейчас потрясающая и очень интересная молодежь, я ведь еще и преподаю уже много лет. Но, к сожалению, так устроена вся система образования, особенно школьного, что наши соотечественники культурно деградируют. Сегодня их больше  интересует, кто они по гороскопу, чем кто они на самом деле есть. Много всяких ложных знаний, которые выдаются за настоящие знания. Мне кажется, что мы живем в каком-то полуабсурдном мире, когда гламурно-популярных фигур, вроде меня, начинают выспрашивать о проблемах биотехнологий. А они отвечают, что что-то слышали и знают. Такое полузнание очень  опасно и, безусловно, связано с системой образования, не с культурой, а с дошкольным образованием. И я думаю, что это одна из самых сложных проблем, которые нам всё равно придется решать.

Денис: Спасибо! Есть такая истина, что нельзя войти в одну реку дважды, а вот если бы Вам предложили пост министра, то Вы бы пошли, согласились на это.

МШ: Да никогда в жизни! Хотя, никогда не говори никогда. Однако мне никто не предложит и я действительно считаю, что два раза в одну воду не войти.

ПС: Денис, спасибо за вопросы!  

МШ: Денис, спасибо и извините, что такие занудные ответы давал.

Денис: Всё хорошо! Спасибо Вам большое. Удачи!

ПС: Телевизор – это Ваше родное. Телевидение, отечественное, в частности, принято ругать.  Как Вы считаете, на российском телевидении сейчас есть проблемы? Вы работаете на телевидении, а сами часто его смотрите? Откуда новости узнаете?

МШ: Мне всегда говорят, что телевидение отвратительное и смотреть нечего. А ты видел вот это, вот это, вот это? А вот то смотрел? А кто её муж? А кто его жена? А вообще смотреть нечего. Это стандартное заявление. Вот когда говорят, что всё ужасно, то вспоминается старый анекдот – ужас конечно, но не ужас, ужас, ужас!

ПС: А Вы сами смотрите телевизор?

МШ: Понимаете, я ещё пока президент Академии Российского фонда академии российского телевидения, поэтому я смотрю все в записи по ночам.

ПС: Это на самом деле? Вы всё отсматриваете? 

МШ: Все отсматривают только люди, которым за это платят деньги. Они все отсматривают или все отслушивают.

ПС: Или которым делать нечего.

МШ: Я смотрю обязательно все ключевые вещи.

ПС: Вы - специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, которая призвана улучшать образ России за рубежом. Просветите, каким образом это осуществляется?

МШ: Образам стран сегодня уделяют огромное внимание все более или  менее развитые государства. В департаменте культуры МИДа ФРГ занимается именно этим,  а он продвигает образы Германии – германо-язычной культуры, образования и науки, за пределами своей страны работает 134 человека.  

 ПС: А у Вас?

МШ: У меня целых три дипломата есть и я. Это много. Наше ноу-хау – мы продвигаем целые перекрёстные годы. Мы начали это делать в прошлом веке. Сейчас завершается год Нидерландов. В Амстердаме 25 августа был гала-концерт, где выступали крупнейшие народные российские коллективы. И это имеет колоссальный успех. Смешно совпало – до этого за два часа проводилось мероприятие сексуальных меньшинств, которое плавно перетекло в эту историю. 

ПС: Без последствий?

МШ: Без. Но надо сказать, что наши победили!

ПС: Говорят, что Вы хороший тамада, а у себя на праздниках тоже обычно такую функцию выполняете?

МШ: Я очень люблю говорить в застолье и считаю, что недурная традиция, а наоборот необходимость. Какой я тамада, кто его знает, но мне приходилось вести и грузинские столы – это тяжело. Например, у Роберта Стуруа мне пришлось вести стол, и я думал, что сойду с ума. Там каждый человек был тамадой, из всех 70-ти человек, а тут приехал мужик из Москвы и стал их учить жизни. А так я люблю выпить с друзьями и поговорить. Друзья у меня очень хорошие.

ПС: А есть какой-нибудь фирменный тост, чтобы вот раз и сказал?

МШ: Я бы поднял бокал за Ретро FM, за Яну, Сашу, Диму. Сказал бы, какие вы замечательные ведущие и как прекрасно провели эту программу. Какая прекрасная Яна. Поэтому, ребят, наливайте!

ПС: Ну, если не пить, то петь! Предлагаем спеть «Проснись и пой». Эта песня звучала в конце передачи «Жизнь прекрасна», которую Михаил вёл вместе с Леной Перовой. 

МШ: Вот так всегда! Ты приходишь выпивать, а заканчивается всё тем, что тебе предлагают петь. Известное дело.

 ПС: Бесплатно причём.

МШ: Я уже давно пою бесплатно, практически всю свою жизнь.

ПС: Браво! Замечательный хор у нас получился!  А солировал Михаил Швыдкой! Ещё раз спасибо, что заглянули к нам. С Днём рожденья!

МШ: Зовите ещё! Хорошего дня! 

 

                                                                                  06.09.2013