Аллея звёзд — Игорь Кириллов – диктор телевидения

Игорь Кириллов – диктор телевидения, Народный артист СССР. Смотрите видеоверсию интервью!
Игорь Кириллов – диктор телевидения, Народный артист СССР. Смотрите видеоверсию интервью!

ЦИТАТЫ:
«Основа нашей профессии – природный артистизм, который наблюдается у каждого человека с детских лет, можно сказать, с первого крика ребёнка.»
«Радио и телевидение – это высочайшее искусство, когда можно с человеком разговаривать, а не просто вещать для него.»
«Вот для меня Россия была, есть и останется до конца жизни самой лучшей, самой дорогой, самой родной, самой прекрасной страной.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: Доброе утро, друзья! Сегодня пятница как обычно, вернее необычно, к нам в студию зашёл желанный гость – Народный артист СССР, лауреат премии «ТЭФИ», символ советского телевидения, голос  эпохи Игорь Кириллов! Игорь Леонидович, с добрым утром! 

ИК: Доброе утро!

ПС: Очень рады видеть Вас и хотим лично поздравить с юбилеем! Отмечала вся страна и мы, кстати, тоже махнули!

ИК: А это чувствуется. Запах такой приятный. Аромат!

ПС: Вы же закончили Щепкинское театральное училище. А вот актёрское образование пригодилось Вам в работе?

ИК: Основа нашей профессии, как и вашей – природный артистизм, который наблюдается у каждого человека с детских лет, можно сказать с первого крика ребёнка. Так вот человеческий, природный артистизм – это умение каждого из нас рассказывать о чём-то дорогом, о чём -то удивившем или поразившем нас или о каком-то явлении, каком-то событии. Каждый по-своему рассказывает об этом, и в этом он проявляется. Каждый по-своему рассказывает анекдоты. От одного хочется хохотать,  а другого послушаешь и появляется желание пощекотать себя, чтобы засмеяться.

ПС: Смех и радость принёс сегодня в студию Игорь Кириллов! Игорь Леонидович, вот многие Ваши коллеги-телеведущие рассказывали, что раз в кадре видна только верхняя часть туловища, они надевали только пиджак, а снизу могли остаться в обычных трениках или шортах, если жарко. С Вами такое бывало? Или Вам не знакома эта технология?

ИК: Знакома. Для меня, например, заместитель главного редактора службы информации Жорж Акопов заказал костюм в нашем костюмерном цехе. Костюм серо-стального цвета, который хорошо смотрелся бы как раз при чёрно-белом изображении. Я пришёл примерить пиджак. Он сидел очень хорошо. Я спросил про брюки. Мне ответили, что, оказывается, брюки не заказаны, потому что Вас же снизу не видно. Потом нам уже шили костюмы целиком - мужчинам раз в два года.  Мы потом их сдавали, и в наших костюмах кто-то имел честь дорабатывать.  А женщинам с помощью нашей художницы Леночки шили настоящие платья и кофты. Например, у моей партнёрши Зои Лихитченко, очень темпераментной, умной и своеобразной женщины, была кофточка, на которой с одной стороны полоски шли, а на спине – горошек. Так вот она, чтобы быть разнообразной, прямо на глазах переодевала эту кофточку, снимая её с головы и переворачивая на 180 градусов. И вроде новая кофточка получается.    

ПС: Разные артисты по-разному готовятся к выступлениям. Кто-то зарядку делает, некоторые скороговорки говорят, а некоторые любят расслабиться и подогреть себя изнутри…

ИК: Вот, как раз это самое вредное, что возможно для эфира. Помню, мы встречали Юрия Алексеевича Гагарина. Это был незабываемый вечер, который у меня до сих пор стоит в глазах. Живой эфир, понимаете? Со всех уголком страны приехали простые, нормальные люди, чтобы увидеть своего героя и привезти ему подарки. Приветствовали Юрия Алексеевича и от рабочего класса, крестьянства, ну и сами понимаете, даже культуре досталось немножко. От Большого театра должны были приветствовать Гагарина наши замечательнейшие и великие – тенор Козловский и Максим Дормидонтович Михайлов. У них была возможность зайти в Столешников переулок и размяться, то есть принять немножечко коньячку перед эфиром. Под лучами страшных прожекторов и осветительных приборов, их, конечно, немножко развезло. И вот представляете себе, выходят высокий, красивый Козловский и самый низкий бас в Большом театре Максим Дормидонтович Михайлов. Идут они, как моряки, сильно пошатываясь.

ПС: Штормило их.

ИК: У нас сердце замерло. А ведь они не должны были петь, просто должны были сказать слова поздравления. Это же финал передачи! Замерли все. Они поняли, что в таком состоянии не могут говорить и изумительно спели а капелла романс, который очень любил Юрий Гагарин. Он был в полнейшем восторге! Они слова не сказали, и никто даже не подумал, что они были не в образе. Ни в том образе.

ПС: А сейчас к нашей беседе присоединится слушатель Ретро FM – Вячеслав из Москвы. Доброе утро, Вячеслав!

Вячеслав: Здравствуйте! Я поздравляю Вас с юбилеем, желаю крепкого здоровья и света в глазах, который был всегда и есть сейчас.

ИК: Спасибо огромное! Очень тронут!

Вячеслав: Я впервые Вас увидел по телевидению, когда мне было года четыре. Не смотря на то, что Вы всегда серьезно рассказывали политические новости, я, конечно, тогда ещё ничего не понимал, мне всегда казалось, что по ту сторону экрана Вы почти всегда улыбались мне, улыбались Ваши глаза. Сейчас мне кажется, что в этом был какой-то дополнительный смысл или подтекст, но хотел бы узнать у Вас из первых уст, что означала Ваша улыбка в глазах. Связано ли это как-то с советской цензурой? Как Вы относились к ней тогда и как сейчас?

ИК: Хороший вопрос! Вы знаете, у нас есть хитрость – не нужно обращаться к миллионам. Как говорила наша великая учительница Ольга Сергеевна Высоцкая: «Обращайтесь к одному объекту, хорошо знакомому». Вы должны ощутить, почувствовать этого человека, как говорил наш друг  Константин Сергеевич Станиславский.  Поняли, да?

Вячеслав: Игорь Леонидович, большое спасибо за совет. Я его теперь буду помнить и применять в своей профессиональной практике. И вот скажите ещё, Вы стояли у истоков телевидения, когда оно было чудом. В наше время телевидение стремительно теряет аудиторию. Власть захватил интернет, где пока можно узнать всё, что хочется и когда хочется. А каким Вы видите будущее телевидения? Есть ли это будущее или эпоха телевидения уходит в тень окончательно и бесповоротно?     

ИК: Славочка, откровенно Вам скажу, что телевидению на целый год больше, чем мне и оно уже выросло. Это ведь искусство, а не просто средство массовой информации. К сожалению, многие молодые журналисты, приходящие сюда, приходят не в искусство, а в бизнес. Это их глубочайшая ошибка! Радио и телевидение – это высочайшее искусство, когда можно с человеком разговаривать, а не просто вещать для него. Убеждён и уверен, что телевидение всегда будет.

Вячеслав: Спасибо большое, что Вы есть и, конечно, Ретро FM за этот удивительный шанс  пообщаться с легендой советского телевидения.

ПС: Спасибо за звонок, Вячеслав!

ИК: Спасибо, но не подумайте, что мне уже столько лет! На самом деле мне скоро стукнет 55! 27 сентября впервые я вышел в эфир. Это действительно страшный день, который я запомнил и в тоже время не запомнил, потому что всё было как в тумане.

ПС: Это было внезапно?

ИК: Это было ещё хуже, чем внезапно.

ПС: Как это?

ИК: Я даже не предполагал и не знал, что мне придётся идти в эфир. Я тогда работал помощником режиссёра, а конкурс начался в 2 часа. В 4 часа он закончился, а в 6 уже нужно было читать новости. Меня еле довели до студии. Сергей Захаров, наш замечательный режиссёр, сказал: «Идём! Через два часа у тебя эфир»! Я стал просить хотя бы пару недель, чтобы ознакомиться с тем, что мне надо делать и оформить документы по переводу на другую должность, но мне категорически заявили, что с радио никого не вызвали и мне предстоит через два часа читать новости. «Идём, я тебя всему научу»! – сказал Захаров. Это за два часа-то он всему меня научит! У меня есть фотография, которую я называю «За секунду перед расстрелом», на ней у меня примерно такая физиономия и была. Волос было на голове!  Ребята, не поверите! Куча! Выросло аж две.  

ПС: Игорь Леонидович, ведь Вы ж не только новости, но и репортажи вели. Этому Вас кто учил?

ИК: Михаил Литовченко – грандиознейший и масштабнейший режиссёр. Он работал в главной редакции пропаганды и мы записывали два года подряд в воинских частях целые фильмы на полтора часа для праздника 23 февраля. Главным ведущим был, конечно, не я, а Юрий Валерьянович Фокин. У него рация, у меня рация и мы с ним: «Первый, первый! Как слышите»? А я отвечаю: «Я седьмой! Разрешите начать репортаж? «Разрешаю! Ведите»!- отвечал он. Он с генералами и командирами, а я с пехотинцами, с морскими десантниками. Правда, у меня не было каски и, однажды, меня ударили по голове случайно прикладом, когда в атаку шли ребята.   

ПС: Это Вы нам уже сказки начинаете рассказывать, Игорь Леонидович.

ИК: Какие сказки! Моя жена была звукорежиссёром этой программы. Она обалдела, ведь звук не было, а атака шла. Она потом спросила, что случилось, а ей ответили, что мне по башке дали, но я живой и сейчас приду в себя. Действительно, ударили случайно и сознание я потерял. Ненадолго!

ПС: Вот Ваши коллеги, которые более молодые, но менее опытные, наверное, часто спрашивают у Вас совета или просят оценить их работу. Вы жестоки в своих оценках? Режете правду-матку или интеллигентно  и обтекаемо говорите, что надо сделать?

ИК: Я Вам скажу правду-матку. Теперь наши коллеги называются не дикторы, а тележурналисты. Диктор – это слово, которое должно быть навсегда вычеркнуто из вашего лексикона! Так вот,  никто за советом не обращается. А зачем? Я думаю, главное, чего сейчас не хватает – это разговорный литературный русский язык. Наши старшие товарищи с радио добились эталона в том, как они разговаривают через микрофон с миллионами слушателей настоящим русским литературным языком. Я всё время говорю и не устану повторять, что у нас есть четыре основных символа государства – это флаг, герб, гимн и язык. Например, во Франции язык стоит именно на первом месте.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал, что когда падает культура, когда «падает» национальный язык, то это говорит о приближении гибели государства. Мы на телевидении, так же, как наши коллеги с радио, стремились быть яростными пропагандистами настоящего русского разговорного языка, чтобы люди, приезжающие к нам из-за рубежа, учились говорить правильно по-русски, чтобы радио было настоящим университетом русского языка.

ПС: Игорь Кириллович, а что насчёт песен? Какая Ваша любимая?

ИК:  Как-то мне позвонили из газеты и спросили, что для меня Россия. Вот для меня Россия была, есть и останется до конца жизни самой лучшей, самой дорогой, самой родной, самой прекрасной страной. И давайте споём песню, которая была посвящена той самой прекрасной стране!  

ПС: В гостях у нас был Народный артист СССР, наш любимый диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов! Спасибо, Игорь Леонидович, что зашли. Ещё раз хотим Вас поздравить с юбилеем и пожелать процветания и, конечно, здоровья!

ИК: А я вам желаю больших творческих успехов! И помните, что мы будем вместе с вами, под вашим опытным и чутким руководством изучать русский литературный язык, язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других великих  русских писателей.  Большое спасибо за вашу работу! Дай Бог вам успехов и  в личной жизни тоже.

                                                                                                                21.09.2012