Аллея звёзд — Вячеслав Зайцев — советский и российский художник-модельер

Вячеслав Зайцев — советский и российский художник-модельер, живописец, Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств.
Вячеслав Зайцев — советский и российский художник-модельер, живописец, Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств.

ЦИТАТЫ:
«Служение человеку - это основа моей профессии. 30 лет мой Дом моды служит людям, и я считаю огромным счастьем, что я попал в него и стал возглавлять. Это единственное, что спасло его от разорения.»
«Я обожаю полных женщин и очень люблю с ними работать. Полная женщина - очень благодарный человек, она всегда что-нибудь вкусненькое принесет, пирожок какой-нибудь.»
«Много раз говорили о том, что одежда от-кутюр должна умереть, потому что никому не нужна. Но это глупость. Я считаю, что без искусства невозможно движение. Человек не может жить без мечты, а одежда от-кутюр - это мечта.»
«Трудности возникали, когда приходилось коллекции представлять на худсовет. Там сидели какие-то странные люди и судили работы художников.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС:  Доброе утро! Ребята, просыпайтесь, будет интересно! Сегодня у нас в гостях кутюрье, живописец, график, Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Слава Зайцев. Здравствуйте!

ВЗ: Здравствуйте, ребята!

ПС: Вячеслав, с наступающим юбилеем и разнообразными приятными событиями с ним связанными! 

ВЗ: Спасибо огромное!

ПС: 2 марта в Концертном зале «Россия» в Лужниках состоится Ваш концерт, посвящённый 50-летию творческой деятельности и 30-летию Дому моды. Расскажите об этом мероприятии.

ВЗ: Это мероприятие должно стать достаточно грандиозным. Помимо того, что будет концерт, ещё состоится и огромный показ моделей – 60 манекенщиц и 24 парня. Я думаю, что это будет интересно для всех и для меня в первую очередь.

ПС: 60 манекенщиц! Надо идти! А артистов для концерта Вы выбирали по принципу - клиенты они Ваши или нет?

ВЗ: Больше так. Алла Пугачёва должна быть, она как гость. Иосиф Кобзон споёт обязательно. Он совершенно уникальный человек, легенда наша. Ещё обещал быть Саша Серов. Состав ядерный и зрелище должно быть очень красивое.

ПС: А Вы сами петь не будете?

ВЗ: Ну что вы!

ПС: Звёзды будут петь,  и может, Вы тоже споете.

ВЗ: У меня голос уже давно пропал.

ПС: А вдруг душа развернётся и как захочется запеть!

ВЗ: Думаю, что я вообще буду молчать.

ПС: К следующему юбилею Вам задание - подготовить хотя бы рэп.

ВЗ: На следующий год мне будет 75, как раз юбилей.

ПС: Можем помочь с текстом.

ВЗ: Ну, если вы напишете, то обещаю исполнить.

ПС: Расскажите о выставке, которая сейчас проходит в Москве и Санкт-Петербурге.

ВЗ: В Санкт-Петербурге проходит прекрасная выставка. Мы её открыли 14 февраля в Музее Современного искусства. Приурочена она к Неделе моды. На ней представлено более 50 работ разного времени, живопись, фотография, графика. Позже мы откроем выставку в Бахрушенском музее. Там будет выставлена небольшая часть костюмов, которые ближе к театру.    

ПС: Скажите, а свои картины Вы продаёте или они для красоты?

ВЗ: Я начал выставлять свою живопись ещё в 1991-ом году в Америке. Я приехал в США и встретился с мужем Тани Сороки. Она была у меня моделью и вышла замуж за директора трёх галерей Сергея Сороку. Он пригласил меня в студию Сан-Франциско и сказал, что я буду там жить месяц и рисовать. Я сидел каждое утро на берегу океана и видел Алькатрас в тумане. За 25 дней я нарисовал 57 картин. И когда всё оформили, я обалдел. Я ходил по залу, и мне не верилось, что это всё нарисовал я. Я не мог такое сделать. А Сергей мне посоветовал никому не говорить, что я сделал это за месяц.

ПС: Ай да Зайцев!

ВЗ: Да. Сергей тогда сделал 6 выставок, где было около трёхсот моих картин. Из них около двухсот было продано. Выставки были в Сан-Франциско,  Лос-Анджелесе, в Нью-Йорке. Я помню, что  однажды на Пятой авеню мы встретили Версаче. Я сказал другу, что это Версаче! А Сергей ответил: « Да, костюм классный». А ведь это был сам Версаче! Я подошёл к нему и говорю: «Здравствуйте, я был на Вашей выставке». А он мне: «А я знаю, что сейчас здесь проходит Ваша выставка». Это было так приятно и неожиданно.  Фотография с ним получилась чудесная. Он был потрясающий и милейший человек.

   

ПС: Слава, мы должны сейчас задать один вопрос, потому что если мы этого не сделаем, нас не простят. Что будет модно весной и летом?

ВЗ: Весной и летом будет особенно много принтов. Сейчас с появлением новых технологий любую фотографию можно напечатать на платье, на ткани. Фантастика просто! Можно сделать все - от цветочных до космических узоров. Длины самые разные - от коротких шорт до середины икры и дальше. Силуэты вытянутые, которые будут хороши для стройных женщин. Для полных женщин, я считаю, надо сохранить лёгкую трапецию. Поясок с шёлковым платьем носить не надо  - пусть трапеция будет лёгкая  и, может даже, прямые юбочки. С жакетом прямая юбка смотрится прекрасно. Я обожаю полных женщин и очень люблю с ними работать.

ПС: Но ткани больше уходит? Гонорар выше!

ВЗ: Конечно! Полная женщина - очень благодарный человек, она всегда что-нибудь вкусненькое принесёт, пирожок какой-нибудь.

ПС: Натуральный обмен.

ВЗ: Да! Я их обожаю.

ПС: Мы, как два полных мужчины, скажем, что пока полный сохнет, худой …

ВЗ: Да. Точно! Что касается мужской моды, то она необычайно декоративна. Много цветов появляется в мужской одежде - это синий, жёлтый, зелёный. Очень много красного. Я вот сегодня сижу в красном пиджаке. А сделал я его 12 лет назад. Я был в Италии, зашёл в магазин и увидел красную ткань Валентино, из которой он шил вечерние платья. Я сшил пиджак и до сих пор обожаю его. Я его всегда надеваю для поднятия настроения. Вот сегодня погода немножко странная и я надел этот пиджак, чтобы поднять настроение и вам. 

ПС: Вполне оживляет!

ВЗ: Оживляет. Цвет сочный, красный.

ПС: Вы так увлечённо говорите о моде. Скажите, людей по одёжке встречаете, смотрите на то, как они одеты?

ВЗ: Обязательно!

ПС: А вот на нас смотрите и какие выводы делаете?

ВЗ: Вы одеты совершенно цивильно. Свитер, рубашечка классная, немножко грудь открыта у Саши, джемпер хороший, модная гамма. Это самый суперкласс. 

ПС: Скажите, а вот где грань между прет-а-порте и от-кутюр?

ВЗ: Сейчас многие кутюрье переходят на чистое прет-а-порте, потому что выход на народ гораздо важнее и это даёт очень хорошие финансы.

ПС: Давайте поясним термин прет-а-порте.

ВЗ: Это готовая массовая одежда. От-кутюр - одежда, которая выпускается очень маленькими партиями и очень дорогая.

ПС: Для богатеньких.

ВЗ: Много раз говорили о том, что одежда от-кутюр должна умереть, потому что никому не нужна. Но это глупость. Я считаю, что без искусства невозможно движение. Человек не может жить без мечты, а одежда от-кутюр - это мечта. Вот был у Диора потрясающий художник Гальяно, он делал глобальные темы. Когда вышел фильм «Пираты Карибского моря», он сделал коллекцию по мотивам фильма – крутые мужики с сигарами, с бородой, в пиратских шляпах, какие-то огромные пальто, а под ними куртки, рубахи и ещё майки. Интереснейший был художник. Я думаю, что его вернут, потому что это будет большая потеря для Дома Диора.  


   

ПС: А сейчас наша слушательница Ольга из Москвы задаст свой вопрос. Ольга, доброе утро!

Ольга: Доброе утро! Здравствуйте, Вячеслав! С наступающим Вас юбилеем! Мне очень хотелось бы узнать, а сложно ли было заниматься модой в советские времена?  Тогда же не было «светской жизни» и во всём были свои стандарты и правила.

ВЗ: Было сложно, но мы старались об этом не думать. Нас было около 60 художников  в Доме моды на Кузнецком мосту. Трудности возникали тогда, когда приходилось коллекции представлять на худсовет. Там сидели какие-то странные люди и судили работы художников. Фабрики покупали эти модели, но время для пошива было настолько ограничено, что получалось что-то ужасное. Как можно за 20 минут сшить нормальное пальто? Три дырки и два шва.

ПС: Шили не по-человечески, а по нормативам.      

ВЗ: Всё было по нормативам, поэтому одежда была скучная, однообразная и унылая.

ПС: Зато быстро шили.

ВЗ: Быстро шили, но это было ужасно. Все ходили одинаковые. По этой причине я и ушёл в 1978 году из моды. У меня как всегда был приказ на показ к 8 марта. Собралось  так много народу, что я показывал в двух залах - сначала в Большом, потом в Белом. И все спрашивали, где это можно достать.

ПС: Где? Да нигде!

ВЗ: Да. А модели, которые из Дома моды попадали на фабрики, теряли всё своё очарование и свежесть. Из официальной моды я ушёл в ателье, где было гораздо интересней. Там ты имеешь контакт непосредственно с человеком. Он слушает тебя, а ты его. В результате делаешь то, что он хочет. В советский период ателье считалось второсортной организацией и называлось службой быта. А для меня было огромным счастьем служить для человека, ведь  это составляет основу  моей профессии. 30 лет мой Дом моды служит людям, и я считаю огромным счастьем, что я попал в него и стал возглавлять. Это единственное, что спасло его от разорения. Он как очаг светит и греет до сих пор. 


 


ПС: Слава, а кем Вы хотели в детстве стать?

ВЗ: Я хотел стать артистом оперетты.

ПС: Ну да! Там же что-то яркое всё время мелькает! По цветовой гамме, похоже. 

ВЗ: Когда я был маленьким, то в нашем городе было единственное место, где было интересно что-то смотреть - в 40-е годы это был Ивановский театр оперетты. Я пел, танцевал и готов был стать артистом.

ПС: Зато теперь очень многие любят петь и плясать в Вашей одежде. А вот по поводу одежды для звёзд, Вы же раньше работали со знаменитостями? Вот если знаменитость попалась какая-нибудь капризная или Вам не нравится, как она себя ведёт на сцене, не устраивает её музыкальный материал, Вы специально её в мягкое место булавочкой не тыкаете при примерке?

ВЗ: Нет! Никогда. Я такого не могу делать, потому что я обычно работаю с теми людьми, которые мне симпатичны.  

ПС: Было такое, что Вы просто отказывали и говорили, что не хотите работать с этим человеком? Прямым текстом?

ВЗ: Да, было.

ПС: Даже за большие деньги?

ВЗ: Вообще деньги никто не платит. В основном я всегда большие скидки давал, а то и бесплатно все делал.

ПС: А вот сейчас самостоятельно можете выкроить и сшить что-нибудь от начала до конца?

ВЗ: Шить я не могу, а кроить обожаю. Для меня самое большое счастье, когда у меня есть свободное время. Я бегу в цех, беру ткань и просто режу по наитию. А шить я любил раньше, когда учился в институте. Я за ночь сшивал две-три рубашки. 

ПС: Центровой был!

ВЗ: Стиляга я был страшный - оранжевые штаны, оранжевая рубаха с красными аппликациями. Отвал полный. Меня обзывали стилягой, и я думал, что это счастье, потому что я ни на кого не похож. 

ПС: Слава, позовите ещё раз всех на своё шоу, которое пройдёт 2 марта в Лужниках.

ВЗ: Уважаемые слушатели нашей любимой радиостанции Ретро FM! Будьте, пожалуйста, моими гостями 2 марта в Концертном зале в Лужниках. Народу будет не много - всего 4, 5 тысячи. Спешите, потому что билеты очень быстро продаются.

ПС: С наступающим юбилеем Вас!

ВЗ: Спасибо! Очень здорово мы поговорили, прекрасно просто.

ПС: Не последний раз, надеемся!

ВЗ: Я надеюсь тоже.

ПС: Мы ещё раз напомним, что у нас в гостях был Вячеслав Зайцев. Разговор получился очень интересным, а мы узнали для себя очень много нового. Спасибо! До новых встреч!

ВЗ: Спасибо, ребята! Я очень счастлив!

                                                                                                                                                                  24.02.2012