Аллея звёзд — Роман Карцев

Роман Карцев, заслуженный артист РСФСР, народный артист России.
Роман Карцев, заслуженный артист РСФСР, народный артист России.

ЦИТАТЫ:
«На самом деле одесситы никогда не шутят. Поверьте мне. Они не шутят, они так живут. Они очень смешные со стороны, потому что они даже не понимают, что это смешно.»
«Сейчас я не смотрю юмористические передачи, но не потому, что мне не нравится, а потому что мне не нравится.»
«Я хочу пожелать не терять чувство юмора, если оно есть, в любой ситуации, потому что юмор спасает.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС Всем привет, друзья дорогие! У нас сегодня пятница, 20 мая и вместе с нами это утро встречает Народный артист России, артист театра и кино, легенда Одессы Роман Карцев. С добрым утром!

РК Доброе утро!

ПС С днём рождения!

РК Спасибо! Спасибо!

ПС Вот так с утра пораньше разбудили человека.

РК Вы меня не разбудили, я рано встаю, где-то в восемь, полдевятого и каждый день, когда бы я не лёг. Привычка. Когда я работал  в театре у Райкина, то на репетицию надо было приезжать к 11.00. Но мы жили так далеко, что выезжать надо было в 9. Поэтому так оно всё выработалось. Хотя... есть люди, как например Миша Жванецкий, правда он писатель, он ложится поздно и встаёт поздно.

ПС В чём секрет Одессы? Почему уроженцы этого города обладают таким ярким чувством юмора?

РК  Живя тридцать лет в Москве я, наконец, понял, что из себя представляют одесситы, и почему этот город стал известен почти во всём мире. Потому что  такого юмора нигде нет. Это особый юмор, на самом деле, одесситы никогда не шутят. Поверьте мне. Они не шутят, они так живут. Они очень смешные со стороны, потому что они даже не понимают, что это смешно. Они никогда не шутят. Если вы  приедете в Одессу и пойдёте на Привоз или в магазин, и там будет стоять человек пять, и вы скажете, что у нас мясо в Москве гораздо лучше, вот тогда вы поймёте, что такое одесситы, как они ответят, как они серьёзно будут вам рассказывать, что мясо в Одессе самое лучшее, и это будет очень смешно. Поэтому я сейчас пришёл к такому выводу, что одесситы так живут, и в этом прелесть их юмора.

ПС  Три важных города в Вашей жизни? Ну, наверное, это, скорее всего, Одесса, Москва и Ленинград или, как сейчас, Петербург. 

РК  Ленинград. Мы жили в Ленинграде.

ПС  Есть особое ленинградское или московское чувство юмора и чем оно отличается от одесского?


   

РК Есть, но это нужно очень долго рассказывать, но если вкратце, то Одесса - это юмор, это море, это солнце и меньше сатиры и меньше грусти. Питер - это юмор прекрасный, юмор интеллигентный, это Райкин, это Зощенко. Это юмор более осмысленный, более остронаправленный. А Москва - сумасшедший город.  Смесь юмора, нахальства, хамства, интеллигентности. Ну, всего чего хотите! Я уже тридцать лет здесь живу, потому что здесь театры, все лучшие артисты. Вообще, мы с Витей Ильченко и Мишей Жванецким создали свой театр, и мы ближе к театру, мы, честно вам говорю, с эстрадой почти не знакомы. Сейчас я не смотрю юмористические передачи, но не потому, что мне не нравится, а потому что мне не нравится. Поэтому три города нам дали очень многое. 

ПС Роман, Вы долгие годы работали вместе с Виктором Ильченко в театре Аркадия Райкина. Говорят, что он был жёсткий руководитель. Действительно был строг с артистами?

РК Да, Райкин очень строг. Ну а как работать с артистами? Это же, как с тиграми в клетке, поэтому и строгость, и похвала, и уважение, и всё вместе. В этом году сто лет исполняется со Дня рождения Аркадия Александровича. Великий актёр! Я сейчас не могу назвать кого-нибудь рядом с ним. Да, вы скажете, что новое время и новые юмористы и что Райкина не все понимают. Время своё сыграло. Но классические вещи, которые почти не показывают по телевидению, их можно играть всю жизнь. Театр Райкина был очень профессиональным. Не дай Бог, чтобы от тебя пахло спиртным, выгонялся человек сразу, или чеснок. Вот две вещи, которые Райкин не переваривал. Мы как-то приехали на гастроли в Одессу, и я жил у мамы. Мама сделала котлеты с чесночком. Я днём пообедал  и вечером вышел играть с Райкиным в Русском театре миниатюру на авансцене, и он остановился и говорит: «Ты что, ел чеснок?» Я думал, что он импровизирует и говорю, что да, мама котлеты сварила. А он мне: «Ну, ты иди, доешь, а я доиграю». И выгнал меня.    

 


 
   

ПС Прямо со сцены?

РК Да, прямо со сцены. Сам доиграл, а меня на месяц исключили. 

ПС Что ж, а сейчас мы начинаем читать присланные радиослушателями комплименты в Вашу честь. Люди хотят выразить Вам свою признательность и получить от Вас подарок.

РК  Читаю!

«Вы прекрасный драматический актёр! Очень жаль, что Вы не так много снимались, зато, как говорится, «редко, да метко». Юрий, Нижний Новгород

«Я никогда не была в Одессе. Но когда вижу Вас, мне кажется, что Одесса такая же как Вы — солнечная, ироничная, добрая, радушная, мудрая. Наверняка из Вас получился бы идеальный мэр города Одессы!» Ольга, Москва

Это абсолютно ни туда, потому что я не люблю командовать. И я Вам скажу, что мэр города Одессы и вся верхушка власти в позапрошлом году подарили мне двухкомнатную квартиру в Одессе. И я теперь живу у себя дома с видом на море, на Привоз и на Театр оперетты. 

ПС Есть у нас ещё главный комплимент, который Вы выделили из всех , но человек желает сам  его Вам озвучить. Он у нас уже на проводе. Алло! Доброе утро!

Андрей: Роман Андреевич, доброе утро! Поздравляю Вас с Днём рождения! Это Андрей из Сочи. 

РК Спасибо!

Андрей: Мне 59 лет... Моему внуку Ване 10 лет. Однажды прихожу домой и вижу, что Ваня и компания его одноклассников, включив мой компьютер, слушают Ваши записи с Виктором Ильченко. Ну, что они могут знать про то время? А ведь сидят, заливаются!  Дети не ошибаются! Большое спасибо за универсальный, вневременной талант! Спасибо большое от меня лично и от моей большой семьи. 

РК Спасибо! Это очень приятно!

ПС У Вас подарок с собой есть для автора комплимента. Расскажите про него всем и покажите нам.

РК Да, я Вам подарю спектакль «Моя Одесса». Это ранний мой спектакль.

ПС Андрей, мы поздравляем, Вам достаётся замечательный диск. С одесского побережья на сочинское он переберётся.

Андрей: Большое спасибо! Он пополнит мою коллекцию.

 


   

 

ПС Вы сказали, что на протяжении пятьдесят лет сотрудничаете с Михаилом Жванецким, мы не ошиблись с цифрой?

РК  Нет. Ровно в 61 году я пришёл в «Парнас-2», студенческий театр миниатюр, в котором тогда буйствовал Миша Жванецкий. Он тогда уже писал, и уже играли его произведения. 

ПС Правда, что он был очень строгий и иногда на Вас голос повышал и ругался, когда Вы импровизировали.

РК  Ой, он за мной следит уже все пятьдесят лет, с самого начала. Лет двадцать тому назад, когда Витя ушёл, и я стал говорить с публикой, рассказывать смешные случаи, которые были со мной в Одессе. Публика это прекрасно воспринимала. А когда Миша пришёл, он же не всегда был с нами, то в Москве, то в Ленинграде, он услышал и стал кричать: « Прекрати разговаривать! Прекрати! Ты же артист! Играй!». А потом прошло лет десять, и он снова пришёл, послушал, подошёл ко мне и сказал: «А ты хорошо говоришь»! 

ПС  Очень нравится Ваш диалог о еде, где идёт процесс приготовления салата, яичницы и так далее. Есть не хочется?

РК  Я сейчас играю эту вещь, хотя она была написана лет тридцать назад, мы её и с Витей играли. Были крики из зала: «Хватит!» Тогда не было колбасы, тогда не было ничего. «И баночку икры с прошлого года»... Где Миша взял эту икру? Я до сих пор не могу понять. Люди приходили с работы, в магазинах ни черта не было и вдруг так смачно! Мы говорили очень медленно, а зрители кричали из зала: «Хватит!» Это было.   

 


 
   

ПС Роман, монолог про раков можно называть Вашей визитной карточкой, а Вы знаете, по чём сейчас раки?   

РК  Знаю. На базаре два доллара штука, на Привозе в Одессе. Если я скажу, сколько гривен, то вы не поймёте.

ПС  Так это дорого получается!

РК  Ещё бы! Я понимаю, что время изменилось, но так дорого - это нельзя. Я пришёл как-то на привоз. Стоит женщина, и у неё ящик голубых раков - это раки из Еревана, они самые лучшие, потом они краснеют от стыда. Я спрашиваю: «Сколько?» Она: «Два доллара». Я ей говорю: «Дайте ящик». Она говорит: «Штука». Я ей: «Женщина, что за штуки? Один рак - 2 доллара?» Она мне отвечает, что да. Я ей говорю, что Вы с ума сошли. Тогда она берёт одного рака, поднимает его и говорит: «Смотрите, это же Ален Делон!»

ПС Да! Замечательно! Давайте теперь пообщаемся со слушателями, и у нас есть желающий поговорить с Вами напрямую. Александром его зовут, и дозвонился он из Москвы. Александр, доброе утро!

Александр: Доброе! Здравствуйте, Роман! Я хочу поздравить Вас с Днём рождения и хочу у Вас спросить, как у отца большого семейства, ведь у Вас есть и внуки, и дети, чувство юмора передаётся по наследству? 

РК  Знаете, не всем. Внук у меня очень серьёзный. Ему десять лет и он играет в футбол. Ну, очень серьёзный! Может постепенно у него что-то проснётся. А вот дочка, скажем, и сын, смеются. Ну, жена... Она смеётся уже сорок лет! 

ПС  Заразилась от Вас, наверное. А у Вас, Александр, дети уже есть?

Александр: Нет пока, но в скором времени, надеюсь, появятся.

ПС Ну, вот тренируйтесь, прививайте чувство юмора.

РК  Не обязательно быть с юмором, но понимать юмор надо учить. Надо обязательно юмору учить, как учат военному делу, чтобы дети разряжались.

ПС  А Вы бы на каком уровне предлагали такие уроки вводить?

РК С первого класса.

ПС На уровне депутатов, чтобы сразу законопроект приняли?

РК  И посмеялись. Нет, среди депутатов есть люди с юмором, но очень мало. Они очень заняты, они заняты устройством нашей жизни.

ПС  Чтобы посмешней было.

РК  Нет, чтобы было прекрасней.

ПС А сейчас, «Голая правда» на Ретро FM, где Роман Карцев раскроется как человек честный, а может быть, как человек не очень честный. И выяснять это будет Людмила. Давайте будем её приветствовать. Людмила, доброе утро! Вам повезло, Вы сегодня сможете пообщаться с самим Романом Карцевым. Можете знакомиться, здороваться.

Людмила:   Здравствуйте, Роман Андреевич!

РК  Здравствуйте! Вот такая у меня история. В Одессе снимался фильм «Бендюжник и король», и играли там прекрасные актёры: Джигарханян, Гердт. Зиновий Ефимович - это мой любимейший человек и артист. Я могу о нём долго рассказывать. И вот он мне так устало говорит: «Мы сейчас пойдём на Дерибасовскую». Я говорю, что нет, Зиновий Ефимович, туда я Вас не поведу. Он стал возмущаться, и мне ничего не оставалось, как пойти. И мы отправились на Дерибасовскую, где его обступили огромные толпы. Мы часа полтора стояли  там, и все его спрашивали, что он здесь делает. А он гордо отвечал, что он снимается в кино. «И сколько Вы получаете рупий?» - спрашивали его. «Мало, очень мало я получаю» - Гердт отвечал. И человек пошёл с шапкой по кругу, начал собирать деньги. Такая была шутка. Люди! Хохот стоял! И мы вышли потихоньку из толпы, и пошли рядом. Вышли на Приморский бульвар, сели на скамейку и я ему говорю, что я ж предупреждал, что не надо ему туда хо,дить. «Завтра мы пойдём опять, я тебе говорю! Я хочу, чтобы тебя тоже узнали» - закричал Гердт.

 


 




ПС История замечательная! Людмила, надо ответить – это правда на самом деле или это фантазия?

Людмила: Что-то меня в этой истории смущает. Мне кажется, что это неправда.

РК Правда! Это не правда! Это я придумал. У меня такой рассказ есть. А в Одессе так бывает.

ПС Людмила получает от Ретро FM лапшерезку, и мы Вас поздравляем. Ваша интуиция, Людмила, Вас не подвела.

РК  Режьте на здоровье!

ПС Роман, ещё раз хочется поздравить Вас с Днём рождения! А  вчера ещё был один День рождения – День рождения пионерской организации. А Вы пионером были? Должность какая-нибудь была? К примеру, звеньевой?

РК  Был пионером. Я был в пионерском лагере горнистом. Я будил всех.

ПС  Значит Вы владеете музыкальным инструментом. Не били Вас потом, что спать не давали?

РК  Нет. Я ж ещё и на обеды созывал. Но в основном я выступал. Артист с пяти лет.

ПС  А любили юморить в детстве?

РК  Нет, я ж вам говорил, что одесситы  - серьёзные люди. Я всё делал серьёзно, поэтому и смеялись.

ПС  А бывает такое, что во время спектакля артисты друг друга подкалывают?

РК  Нет. Райкин это не позволял и не разрешал. У нас были такие случаи, когда Райкин разрешал нам импровизировать. Это был такой праздник! Были миниатюры, которые заканчивали первое отделение, фарсы. У нас была миниатюра, когда он играл человека, который приехал из деревни, устроился в Москве и пригласил своих бабушек, мамушек, прабабушек. Все пришли из деревни и принесли, кто что мог, кто-то даже козу привёл. Стол был накрыт, стоял казан. Я играл маленькую старушку-прабабушку и залез головой в этот казан. И с Райкиным истерика была, а со мной было несчастье. Я не мог обратно вынуть голову. И я подполз к Вите Ильченко и попросил его снять этот злополучный казан.  Он начал снимать и не может. Вы представляете? Ходит по сцене человек, у  которого вместо головы казан. И я потом забрёл за кулисы, и мне вызывали человека, который специально распиливал этот казан.      

ПС Пожелайте что-нибудь нашим радиослушателям. И тем, у кого есть чувство юмора и тем, у кого его нет.

РК  Юмор есть у всех, но разный. Возьмите Жириновского. У него есть свой юмор и все хохочут, умирают от него. Я хочу пожелать не терять чувство юмора, если оно есть, в любой ситуации, потому что юмор спасает. После войны был голод в Одессе, это был 47-48 год. Стояла очередь, а мы в ней стояли всей семьёй: мама, папа, я. Шёл снег, зима, холод. Всю очередь засыпало снегом. И насыпало огромный сугроб, и шли немцы, которые отстраивали Одессу после войны. Они шли и стучали деревянными колодками и вдруг, кто-то анекдот рассказал в очереди, потом второй анекдот и постепенно начался хохот и с очереди стал спадать снег… Стоит очередь за хлебом и хохочет. Немцы остановились, и стали слушать и тоже стали хохотать. Вот это символ Одессы!

ПС Спасибо Вам большое за то, что пришли, и мы ещё раз поздравляем Вас с Днём рождения. Здоровья, успехов в творческой работе и всего, что только пожелаете. Всегда рады видеть Вас! Роман Карцев был на Ретро FM!

РК Да!

                                                                                                                                                      20.05.2011