Аллея звёзд — Александр Журбин - композитор

Александр Журбин - композитор, заслуженный деятель искусств РФ
Александр Журбин - композитор, заслуженный деятель искусств РФ

ЦИТАТЫ:
«Я никогда в жизни не делал, во всяком случае, стараюсь не делать того, что противоречит некоторым моим принципам.»
«Америка меня научила, несмотря ни на что, улыбаться, надеяться и верить в лучшее.»
«Я просто пришёл к выводу, что комфортно творить там, где свои, потому что, просто – напросто, здесь есть аудитория . А это те люди, которые меня слушают.»

ИНТЕРВЬЮ:

УШ: Доброе утро! Сегодня пятница 26 ноября и, как всегда по пятницам, у нас, можно сказать, раздача слонов, сюрпризиков. Мы такой сюрприз вам подготовили, закачаетесь! У нас в гостях Заслуженный деятель искусств, композитор Александр Журбин.

АЖ : Доброе утро!

УШ: Автор знаменитой рок-оперы «Орфей и Эвридика», музыки к фильмам, симфонических произведений и мюзиклов, песен, которые исполняют Алла Пугачёва, Кристина Орбакайте, Ирина Понаровская и многие другие эстрадные звёзды. Вроде ничего не перепутал?

АЖ: Вроде бы да, но только Вы назвали довольно мало, у меня, на самом деле, гораздо больше!

УШ: У нас время ограничено.

АЖ: Понятно, понятно.

УШ: Вы как-то в одном интервью рассказывали, что Ваш рукописный архив занимает несколько комнат. Что-то верится с трудом, честно говоря.

АЖ : Ну, почему же? Представьте себе, что вы каждый день будете писать 10-15 страниц, и вот, за мои немалые годы, что я прожил на свете, накопился такое количество бумаги. И поскольку я до сих пор ноты пишу от руки, то это собралось вот в такую рукописную историю. Вообще-то я, конечно, пишу на компьютере свои письма и т.д, но ноты пишу отруки.

УШ: А Вы их отцифровать не собираетесь, чтобы место сэкономить?

АЖ : Это, безусловно, происходит. И есть специальные люди, которые всё это переводят в компьютерный формат, но, тем не менее, вы же понимаете, что рукопись может быть только одна.

УШ : В общем, чтобы не сгорели, получается.

АЖ: Да, да, да! Можно я похвастаюсь? Есть в Москве музей имени Глинки. Это крупнейшее в мире хранилище музыкальных ценностей. Там рукописи Чайковского, Рахманинова, Глинки и других великих авторов. И там сейчас идёт выставка моих рукописей, раритетов, афиш и так далее.

УШ: А какое первое произведение Вы сочинили? Самое первое! Вот Вы сидите сейчас как раз за роялем, изобразите, если помните.

АЖ : Да, я помню. Называлось это «Грустная минута» и звучит примерно так: 


АЖ:   Это я написал в возрасте восьми лет.

УШ : Но извините, всё-таки нам не грустно, нам радостно, что Вы и это помните, и что к нам пришли.

АЖ:  Спасибо!

УШ:  Александр, всю разноплановость Вашего творчества можно оценить на проходящем сейчас в Москве фестивале, посвящённому Вашему юбилею. Кстати, Вы запоздалые поздравления с юбилеем принимаете?

АЖ:  Почему же нет? Юбилей, как мне сказали на Кавказе, длится год. Вот исполнилась дата, после этого год празднуют.

УШ:  Нормально! Тогда мы Вас поздравляем! Вы его отмечали в августе, как мы понимаем?

АЖ :  Реально родился я в августе, это правильно.

УШ:  Скажите, а что на фестивале сейчас  можно  оценить?

АЖ:  Фестиваль, можно сказать, беспрецидентный по длине. Такого, действительно, никто не устраивал. Начался он 2 октября и закончится 5 декабря, т.е. 33 дня. И вот сегодня, например, 26 ноября  в Доме Архитектора состоится премьера мюзикла «Мышеловка». Впервые знаменитое творение Агаты Кристи, старухи Агаты, будет переложено на музыкальный язык. Там будут петь, танцевать  и, тем не менее, играть детектив. Мюзикл-детектив.

 

    

 

УШ:   А можно я скажу, кто убийца?

АЖ:   Ни в коем случае!

УШ:  А по поводу продолжающегося юбилея… Вам подарки до сих пор дарят? Что дарят? Что впечатлило?

АЖ:  Да, дарят. Я не отказываюсь. Чего только не дарят. Самые удивительные подарки дарят художники. Никас Сафронов написал мой портрет. Вообще, его портрет стоит сумасшедших денег.

УШ:  Так Вам надо продать этот портрет!

АЖ:  И, наконец-то, разбогатеть?! Нет, нет.

УШ:  Тогда давайте раскроем Александру Журбину глаза на самого себя, послушаем, что люди о нём говорят. Какой он обаятельный и привлекательный.

АЖ:  Действительно, мне дали список комплиментов, которые высказали разные люди, и я очень тронут. Они действительно все очень хорошие и их много. Все зачитывать не буду, но вот, например, мне понравился такой: «Браво за продвижение русской культуры в американские массы!»  Это правильно, действительно, я работаю в этом направлении. А ещё такая замечательная фраза: «Ваши песни мне и строить, и жить помогают. Побольше бы новых творений для наших эстрадных звёзд».

УШ:  Вы уж постарайтесь, Александр!

АЖ:  У Дунаевског висела фраза над столом «Мне песня строить и жить помогает». Особенно жить. Но всё-таки лучшую фразу написала девушка Валентина из Зеленограда.

 



   

УШ:  А мы сейчас из первых уст услышим этот комплимент. Валентина у нас на связи. Валентина, Доброе утро!

Валентина:  Доброе утро!

УШ:  Валентина, Ваш комплимент понравился Александру Журбину больше всех. Он сейчас в студии и Вы можете с ним пообщаться и сами высказать ему всё, что думаете в глаза…в уши.

Валентина:  Доброе утро, Александр Борисович! Я очень люблю Ваше творчество. Недавно была  на Вашем мюзикле и хочу передать небольшой комплимент: «Настоящий Орфей - это Вы. Музыка Журбина журчит, как ручей»

АЖ:  Замечательно! Спасибо огромное! Это даже звучит немножко как стихи: Журбин - журчит, знаете, аллитерации - приятная вещь. А сравнение с  Орфеем  для меня всегда лестно. Тридцать пять  лет назад  я вошёл в российскую музыку со своей рок-оперой «Орфей и Эвридика»,  и до сих пор шлейф Орфея за мной тянется.

УШ:  Можно сказать, что Валентина в Эвридики временно к Вам напросилась. Александр, так что же Вы подарите за этот комплимент?

АЖ:  Я сделаю Валентине царский подарок! Только что у меня вышел двойной диск на фирме «Мелодия». Он очень красивый и на нём собрано примерно сорок моих песен в исполнении самых лучших артистов. Там и Алла Пугачёва, и другие. И Вы получите этот диск в подарок с моей автограммой.

УШ:  Завидуем Вам, Валентина! Хотелось бы «зажать»,  но нам нельзя, мы при исполнении. Скажут, что воспользовались служебным положением. Поздравляем, Валентина!

Валентина:  Огромное спасибо! Я очень рада!

УШ:  Скажите, Александр, Вы 12 лет жили в Америке и говорили, что, прежде всего, уехали туда потому, что здесь был застой в культурной жизни. А сейчас этот застой преодолён? У нас расцвет? Комфортно здесь творить?

АЖ:  Я просто пришёл к выводу, что комфортно творить там, где свои, потому что, просто–напросто, здесь есть аудитория. А это те люди, которые меня слушают. Всё-таки и в Америке, и в Европе, и в любой другой стране мира у меня тоже есть какой-то слой людей, который меня знает. Но он очень маленький. Основная моя аудитория живёт в пределах России и бывшего Советского Союза. Я счастлив, что сейчас я пишу для этой аудитории. И именно то, что у меня есть слушатели, заставляет меня очень много работать.

УШ:  А бывает такое, что для того, чтобы выразить свою мысль Вам проще сказать слово на английском, чем на русском языке, потому что оно точнее и короче выражает суть.

АЖ:  Вообще-то да. Действительно иногда без всякого кокетства говорю: «Ой, как это по-русски?»  Всякие брайтонские люди говорят : «Ой, я забыл как это по-русски». А я говорю:  «Слушай, а ты скажи по-английски». А он мне: «А по-английски я тоже не знаю». Но есть такие слова, например, слово ипотека. Оно придуманное и недавно появилось. На самом деле это английское слово  mortgage –заклад. Такой финанасовый термин. В Америке всё время гвоворят –mortgage, mortgage, mortgage.

УШ:  А выражаетесь на английском языке?

АЖ:  Ну, вообще-то, я преподавал в американском колледже на английском языке. Там никто не говорил по-русски, так что я был вынужден.

УШ:  А работа в штатах научила чему-нибудь? И что пригодилось здесь?

АЖ:  Очень многому. А пригодилось такое выражение, которое мне очень нравится и звучит как «синк пазитив» - думай о хорошем, настройся на хорошее. Если вы заметили, я всегда улыбаюсь, хотя…

УШ: Хотя нас уже ненавидит!

АЖ:  … хотя поверьте, что у меня тоже бывает, что кошки на душе скребут и мало ли, какие бывают неприятности у любого человека. Америка меня научила, несмотря ни на что, улыбаться, надеяться и верить в лучшее. И как ни странно, это помогает и так глубоко во мне сидит, что я верю, что это осуществится и это осуществляется.

УШ: Что ж! Будем брать с Вас пример! Александр, Вы написали музыку ко многим фильмам. Это и «Эскадрон гусар летучих»,  и «В моей смерти прошу винить Клаву К.» , и «Бендюжник и король», и «Московская сага»,  и ко многим другим . Не могу просто физически перечислить.

АЖ:  Наверное, 60 фильмов.

УШ:  У нас на проводе есть радиослушатель, который как раз на эту тему хочет задать вопрос. Это девушка из Воронежа дозвонилась, Римма её зовут. Римма, доброе утро! Вы мечтали вопрос задать Журбину.

Римма:  Доброе утро! Да, хотела. Скажите, пожалуйста, как сочиняется музыка для кино? Вы смотрите видеоряд, и  Вам в голову приходит музыка или это всё делается отдельно? К какому фильму сложней всего было сочинить музыку?

АЖ:  Фильмы бывают двух родов: музыкальный и просто фильм, вот так для меня они разделяются. Когда фильм музыкальный или, скажем, анимационный, а это в данном случае как ни странно одно и то же, то музыка пишется сначала, а потом под неё снимается кино. Только так и иначе не делается. Когда это просто фильм художественный или любой другой, даже документальный, то музыка пишется под изображение. Сначала снимается кино. Оно монтируется, и потом его отдают композитору, и он за три дня должен сочинить музыку. Обычно это именно так и происходит.

УШ: А там все сроки горят! Давайте быстро, быстро, быстро!

АЖ: Так что это тяжёлая доля композиторов кино. А длиннее всего была работа над фильмом «Московская сага». Она заняла примерно пять лет. Потому, что писалось всё по кускам, и к каждому куску писалась музыка. Это была долгая работа, но зато там родилась популярная песня «Ах, эти тучи в голубом». Кристина Орбакайте её поёт.

УШ: Римма, ещё вопросы есть?

Римма:  Да нет. Спасибо большое!

УШ:  Хочется фанфары спеть! Утро у нас весёлое и доброе! Сейчас  мы поиграем с радиослушателями в «Голую правду». Александр расскажет историю, а радиослушатель будет отгадывать:  правда это или нет. Этим будет заниматься Александр из Москвы, и он уже на связи. Александр, доброе утро! У Вас есть сегодня уникальный шанс поиграть и пообщаться с Александром Журбиным. Можете! Да вы же тёзки!

Александр:  Здравствуйте, Александр! Доброе утро!

АЖ:  Здравствуйте, Александр! Я Вам сейчас расскажу историю, а Вы скажете -  правда это или нет. История эта произошла буквально полчаса назад. Ехал я сейчас на Ретро FM, ехал по Николоямской улице и не знал точно, куда поворачивать. Понимаю, что я еду не туда. Нарушаю правила, пересекаю двойную. Останавливает меня постовой и говорит: «Как же Вы так?»  Я говорю: «Вы знаете, товарищ постовой, я еду на Ретро FM». «Что правда что ли?»,  «Правда!»  «Проезжайте» И уже подъезжаю, и опять меня останавливает постовой. Второй раз. Я ему говорю: «Товарищ, я еду на Ретро FM». Он: «Что, правда что ли? Проезжайте». Два раза меня сегодня простил постовой. Вот верите или не верите?

Александр: А постовой был один и тот же?

АЖ:  Разные. Я нарушил в двух местах.

УШ: С трудом верится. Я вот соображаю, где на Николоямской… Вы по кругу там что ли ездили…

АЖ: Я поехал не в ту сторону.

Александр:  А я, почему-то, верю. Может, я слишком доверчивый человек. Но я верю в эту историю.

АЖ:  Знаете, это я придумал, честно говоря. Я правила действительно нарушил один раз, но никаких постовых не было. Это я придумал.

УШ: На Таганке очень легко запутаться и сойти с ума немножко. Так что, Александр, Вы без лапшерезки остаётесь. Но зато, Журбин-то как лапшу вешает!

АЖ:  Дайте мне лапшерезку!

УШ:  Мы подумаем. У нас в студии гость замечательный - композитор Александр Журбин, который в течение года отмечает свой юбилей. Ещё раз с ним Вас поздравляем! А по случаю юбилея - фестиваль. Вот как всё сложилось то!

АЖ:  Он уже на две трети закончился, но треть осталась впереди. Вот сегодня, в Доме Архитекторов, премьера мюзикла «Мышеловка».  29 ноября будет очень интересный вечер в Светлановском зале Московского Дома Музыки. Это будет премьера моей новой симфонии. Но это будет театрализованное представление с декорациями, слайдами, хором, оркестром и солистами. Будет что-то невероятное! И, наконец, 5 декабря  в Театре Московской оперетты будет заключительный вечер фестиваля. Будет премьера мюзикла «Цезарь и Клеопатра», а потом будет концерт звёзд русской эстрады.

УШ:  А потом будет банкет!

АЖ:  А на банкет можно я всех не приглашу?

УШ: Но всё же не обойти «Орфея и Эвридику». Первая советская рок-опера начала 70-х. Кто Вам помогал толкать эту безумную, по тем временам, идею? А кто тормозил?

АЖ:  Могу сразу вспомнить одного замечательного человека, которому я всю жизнь благодарен, зовут этого человека - Андрей Павлович Петров. Замечательный композитор, он возглавлял Ленинградскую композиторскую организацию. Именно он пришёл на худсовет и именно он сказал: «Это надо разрешить!»  А кто мешал? О! Их было много! Была статья в газете «Правда», где меня поливали грязью и писали, что я империалистический агент, разлагаю молодёжь.

УШ: Ну, может оно и хорошо, что разложили немножко. Вы говорили как-то, что за хороший гонорар не отказались бы сочинить гимн для банка или для какой-нибудь компании. А вот для движения «Наши» Вы бы музыку не сочиняли. А почему? Паркуетесь не по правилам?

АЖ:  Я никогда в жизни не делал, во всяком случае, стараюсь, не делать того, что противоречит некоторым моим принципам. Движение «Наши» мне не нравится. Что я могу сделать?

УШ:  Понятно! А давайте, мы сейчас заказ Вам сделаем.  Для «Первой смены» что-нибудь экспромтом. Гимн. Из головы и без текста. Но соответствующий нашему настроению.


  

 

УШ: Скажите, это полнейшая импровизация сейчас была?

АЖ:  Абсолютно!

УШ:  Это было великолепно!

АЖ:  Я вообще первый раз…

УШ:  Эти клавиши вижу…

АЖ:  у некоторых нот я даже не знаю названия…..

УШ:  Спасибо Вам большое за гимн, за хорошее настроение! Хочу напомнить, что Александр Журбин был у нас в гостях. Приходите к нам ещё!

АЖ:  Постараюсь! Зовите!

РЕТРО FM

26/11/2010