Аллея звёзд — Андрей Козлов

Андрей Козлов, магистр игры «Что? Где? Когда?»
Андрей Козлов, магистр игры «Что? Где? Когда?»

ЦИТАТЫ:
«Я команде на тренировке всегда говорю: вас не должно волновать, хорош вопрос или плох. Если вам его задают, то исходят из того, что вы можете на него ответить. И если вы сердитесь на авторов, то находитесь на пути к поражению. И в жизни все точно так же…»
«Как я мог спорить о чем-то с учителями?! Я учился в школе до 1977 года! Диссидентом я никогда не был. К тому же, уже тогда я отдавал себе отчет в том, что спорить о химии с учителем по химии не имеет смысла…»
«Взятки за то, чтобы вопросы были полегче, мне не носят. Вы знаете, знатоки не настолько обеспеченные люди, чтобы могли предложить деньги, представляющие для меня какой-то интерес…»

ИНТЕРВЬЮ:

Утр.: Доброе утро всем! Кто не помнит, сегодня 4 сентября, не просто пятница, а праздник интеллекта и сообразительности, в общем, ума.  Сегодня день рождения легендарной телепрограммы «Что? Где? Когда?». Ура, ура, ура! По этому поводу к нам в гости зашел Андрей Козлов, капитан команды знатоков, продюсер, телеведущий и режиссер. Доброе утро, Андрей!

Андрей Козлов: Доброе утро!

Утр.:А как так получилось, что Вы, знаток клуба «Что? Где? Когда?», одновременно стали и организатором? Думали ли об этом вначале?

А.К.: Нет, не думал. Я попал в «Что? Где? Когда?» достаточно случайно. В 1985 году я написал письмо на телевидение: «Хочу стать знатоком». Через полтора года я получаю приглашение: «Если хотите, приходите на отборочный тур, который будет (хорошо запомнил) 23 февраля 1986 года».

Утр.:Вот память!

А.К.: А это трудно не запомнить: 23 февраля, праздник. Мы вышли из Останкино после отборочного тура, и был фейерверк.

Утр.:Это вечером, значит, было.

А.К.: Ну да, начиналось часа в два, закончилось в девять. Когда я узнал, что меня приняли в клуб, был очень рад этому обстоятельству. Где-то года через два на телевидении появляется реклама. Я предлагаю Ворошилову рекламу мариупольского, где я жил, - ждановского тогда - металлургического завода. Дальше у меня образуются деловые отношения с Ворошиловым, и он приглашает меня к себе работать.

Утр.:А не тяжеловато осуществлять и ту, и другую деятельность?

А.К.: Понимаете, я в «Что? Где? Когда?» занимаюсь как продюсер исключительно финансированием. Иногда мои друзья, тот же самый Друзь, спрашивают, какие команды в каком составе будут играть, и я совершенно искренне ему говорю: «Саш, я не знаю, я в такие творческие детали никогда не вдаюсь».

Утр.:Но все-таки по поводу вопросов к вам подходят…

А.К.: Ну как, здесь же большой тайны нет. Все мои друзья, да и телезрители, я думаю, прекрасно понимают, что, конечно, никаких вопросов я не знаю. У нас выработана вполне определенная система, существующая уже двадцать лет и ставшая автоматической. Но если я захожу в комнату и вижу, что там находятся редакторы «Что? Где? Когда?», независимо от того, чем они заняты, я громко говорю: «Я здесь!».

Утр.: То есть Вам взятки за то, чтобы вопросы полегче были, не носят?

А.К.: Вы знаете, знатоки не настолько обеспеченные люди, чтобы могли предложить мне какие-то деньги, представляющие для меня интерес.

 

  

Утр.:Ясно, будем это знать. Андрей, вы в «Что? Где? Когда?» постоянно видите и слышите умных женщин. Вас лично умные женщины, как многих мужчин, не раздражают?

А.К.: Меня умные люди не раздражают. В этом смысле гендерная проблема меня вообще не занимает.

Утр.:Значит, женщины – люди. Это мы поняли.

А.К.: Сто процентов. Люди, в принципе, умными бывают изредка, и умные люди (мужчины, женщины, дети) меня не раздражают, а наоборот - радуют.

Утр.:Значит, делаем вывод, что дураки раздражают.

А.К.: Раздражают не дураки, раздражают самоуверенные дураки. Если человек не очень умный… Я не слишком серьезен?

Утр.:Нет, давайте, продолжайте…

А.К.: Если человек не очень умный и это понимает, не пытается строить из себя умного, с ним можно общаться. А иначе получается хамство. Он, дурак, ведет себя, как будто бы он очень умный.

Утр.:И все лучше всех знает…

А.К.: Вот это и ужасно!

 

Утр.:Андрей, а как возникают Ваши гости в музыкальных паузах? Они ходят, просятся или их находят? Или кто как? Может, мы там на что сгодимся?

А.К.: Может, сгодитесь… (смеется) Поскольку я в этот творческий процесс не вмешиваюсь. Я только по обрывкам разговоров знаю, что начинается очень сложный путь между генеральным продюсером Борисом Крюком, который одновременно является и ведущим, и режиссером, и музыкальным продюсером Лешей Плуталовым. Когда Плуталов предлагает Крюку, тому что-то не нравится. Обычно бывает так: «Хочу вот этого…» - «А вот этот занят…», «Хочу вот этого…» - «А сегодня День энергетика, он поет за деньги…». Но тем не менее каким-то образом возникает компромисс, когда у нас все-таки появляется песня, которая, как я понимаю, либо нам всем кажется дико неподходящей для звучания в «Что? Где? Когда?», либо это что-то очень красивое. Например, в летней серии мне запомнился дуэт Зары и Димы Певцова, это было очень красиво.

 

      

Утр.:Андрей, а Вам самому не кажется, что в «Что? Где? Когда?» бывают неравноценные вопросы? Вот, например, вопрос 99-го года. «Закончите хокку: Далекий зов кукушки напрасно прозвучал. Ведь в наши дни перевелись…» Так и хочется сказать – кукушки! Собственно, кто перевелся, сказать и нужно, т.е. закончить хокку. Давайте сыграем сейчас. Версия «кукушки» у нас была.

А.К.: Дрозды…

Минаев:Соловьи, может быть… Яна, участвуй!

Ветрова:Я «кукушек» придерживаюсь…

Дима:По логике, перевелись люди, которые спрашивают: кукушка, кукушка…

А.К.: Но «слушатели» не ложится!

Утр.:Давайте считать, что минута на обсуждение закончилась!

А.К.: Давайте, скажем «перевелись дрозды».

Утр.: Ответ неправильный, потому что правильный ответ – «поэты». И как Вам такие вопросы?

А.К.: Ну ребята, можно долго про это говорить, но все очень просто. Я команде на тренировке всегда говорю: вас не должно волновать – я, правда, резче говорю слово, эфир не позволяет, а у нас в команде нет женщин, поэтому я могу себе это позволить – так вот, я говорю, вас не должно волновать, хорош вопрос или плох. Вы должны четко понимать, что если вам задают этот вопрос, то исходят из того, что вы можете на него ответить. И если вы позволяете себе после того, как вопрос прозвучал, не ответить, не дать правильный ответ, если вместо того, чтобы сердиться на себя, вы сердитесь на тех, кто вам задал такой вопрос, то вы находитесь на верном пути к поражению. И в жизни все точно так же.

 

 

 

Утр.:Уважаемые слушатели, у нас сегодня в гостях четвертый или пятый знаток за всю историю «Утрологии», и в первый раз искренне прозвучал маленький-маленький фрагмент из действительной кухни того, как они тренируются! Андрей, в первые дни нового учебного года не можем не спросить про школу. Как вы учились? Хорошо?

А.К.: Я учился очень хорошо, у меня в аттестате одна четверка.

Утр.:По физкультуре?

А.К.: Нет, по русскому языку, в экзаменационном сочинении я допустил одну ошибку.

Утр.:Обидно.

А.К.: Из-за этого медаль не получил. Серебряных не было, были только золотые.

Утр.:А своим коллегам по учебе – двоечникам, троечникам - давали списывать?

А.К.: Да, конечно. Я всего один раз менял школу, после шестого класса. Если честно, отпетых двоечников не помню, у нас был очень хороший класс.

Утр.:А с учителями не спорили? Бывает же, например, что учителя не любят нестандартные решения, говорят, что надо решать так, как написано в учебнике.

А.К.: Ребят, у меня школа все-таки была до 1977 года. Как я мог поспорить с учителем истории, как мне в голову могло прийти поспорить о роли Владимира Ильича Ленина в Октябрьской революции.

Утр.: А хотели?

А.К.: Нееет! Я не был никаким диссидентом, мне это в голову даже не приходило, потому что было понятно, роль такая, как написано в учебнике. Я тогда уже отдавал себе отчет в том, что спорить о химии с учителем химии  не имеет смысла не потому, что она учительница, а я ученик, она просто больше меня знает, это глупо. Сегодня кто-то со мной спорит, а я смотрю на него и понимаю, что я уже высшую математику на телевидении прошел, а он арифметику. Я из вежливости поспорю, конечно, но в принципе, чего ж тут спорить.

Утр.:Андрей, мы сейчас Вас будем мучить – без песни не отпустим.

А.К.: Вы думаете, что меня будете мучить? Вы радиослушателей будете мучить!

Утр.:А мы знаем, что Вы продюсер очень многих программ, в том числе, музыкальных.

А.К.: Да, да, программы «Жизнь прекрасна».

Утр.:И «Песни двадцатого века» были.

А.К.: Да, с них все начиналось.

Утр.:А как это так, Вы продюсировали музыкальные программы, а нам здесь говорите, что поете плохо? Или здесь главное не голос, а слух?

А.К.: Это такой парадокс моей личности. Петь не умею, но…

Утр.:Люблю?

А.К.: Ну, во-первых, люблю, а во-вторых, если пою неправильно, сам слышу, ничего с этим поделать не могу. И уж сто процентов, слышу, когда другие поют неправильно. Я же продюсер, мне же не надо уметь петь, мне надо слышать,  другие поют плохо или  хорошо, понимать, понравится это зрителю или не понравится.

Утр.: Вы же из Украины! А если человек, родившийся на Украине говорит, что он не умеет петь, он просто-напросто врет!

А.К.: Нет! (смеется)

Утр.:Сейчас проверим!

       

Утр.: С сожалением вынуждены признать, что наша встреча с Андреем Козловым закончилась.

А.К.: Да вы что!

Утр.: Да, серьезно! Вы грустите?

А.К.: Очень!

Утр.: И мы тоже… (все смеются) Поэтому придется Вам еще разок, наверное, нас посетить.

А.К.: Приглашайте, с удовольствием.

Утр.: Ну, тогда договорились. До свидания!

А.К.: До свидания, хорошего дня всем!

 

Ретро FM

4 сентября 2009 г.