Аллея звёзд — Юрий Лоза

Юрий Лоза, музыкант, поэт и композитор
Юрий Лоза, музыкант, поэт и композитор

ЦИТАТЫ:
«В «Интеграле» не я был фронтменом, и не на меня бросались женщины. Но как говорил один из наших композиторов, «мне бы только женщину до рояля довести». Когда мы садились и я брал гитару, тут уже можно было поспорить «с Аленами Делонами»…»
«У всех коллективов была общая разнарядка: двадцать процентов собственных произведений, остальное – проверенные песни. Мы были вынуждены подписывать чужими именами собственные произведения…»
«Изменять своей жене – это, действительно, неправильно морально и экономически невыгодно. У меня высшее экономическое образование, и я очень хорошо считаю. Возможные приобретения и возможные потери несоизмеримы…»

ИНТЕРВЬЮ:

Утр.: Пятница наступила, ура! И у нас в гостях по этому поводу - Юрий Лоза.

Ю.Л.: Доброе утро! Наверное, я все-таки не по этому поводу…

Утр.: Повод грандиознейший - на самом деле, в выходные Юрий Лоза отмечает день рождения! Заранее не принято поздравлять…

Ю.Л.: Поэтому мы просто пятницу отмечаем.

Утр.: Юрий, традиционный вопрос: как день рождения отмечать будете?

Ю.Л.: Дома, в кругу семьи. Потому что я считаю, что после пятидесяти юбилей – это уже не праздник, а трагическое событие. Каждый юбилей приближает нас к той самой заветной цели.

  Утр.: Мы от трагедии все-таки перейдем к комедии. Вы говорили в одном интервью, что разлюбили алкогольные напитки. Это правда?

Ю.Л.: Это мой организм разлюбил. 

Утр.: А Вы сами?

Ю.Л.: Психика моя тянется к ним со страшной силой. Короче, тянусь всеми фибрами души, а организм сопротивляется как только можно.

Утр.: А как Вы борьбу будете осуществлять? Что-то употреблять или тортики есть?

Ю.Л.: Я попытаюсь добиться компромисса между моими желаниями и возможностями.

Утр.: Торт, пропитанный коньяком?

Ю.Л.: Нееет, он мне еще больше противопоказан, потому что какт только я подумаю о тортике, из мысленной субстанции он превращается в нечто материальное и откладывается на животе.

Утр.: А как относитесь к новомодным праздникам: китайскому Новому году, Дню святого Валентина? Отмечаете?

Ю.Л.: Да никак я не отмечаю эти праздники. Я достаточно часто вижу китайцев, каждый год мы встречаемся с огромным количеством китайцев…

Утр.: Где?

Ю.Л.: В Таиланде. Мы уезжаем в Таиланд отдыхать. Кстати, 11-го числа опять туда собираюсь. Там очень много китайцев, поэтому когда я их вижу, за каждым мне чудится полтора миллиарда его соплеменников. Когда я представляю, как они все вместе кричат «ура», мне думается, что получается очень громко. Я их боюсь.

Утр.: Юрий, говорят, что на одном из концертов, еще в «Интеграле», Вы играле на самопальной гитаре. Вас дернуло током, вы упали, а народ подумал, что это крутое «американское» шоу. Правда?

Ю.Л.: Правда. Это был ДК железнодорожников, г. Санкт-Петербург. Так получилось, что нам поставили аппаратуру, не соответствующую нашему комплекту. Было много гитаристов, поэтому донесли еще один усилитель, который стоял отдельно. Не буду вдаваться в подробности, но когда мы его воткнули, он оказался не в общем заземлении. Как говорят физики, возникла разность потенциалов, начало меня просто «колбасить». Со страшной силой, потому что через меня прошло 220 В.

Утр.: До больницы не дошло?

Ю.Л.: Нет. А я сказать-то ничего не могу, потому что мышцы сокращаются при прохождении тока, и орать не могу, потому что связки голосовые тоже мышцами являются, и отпуститься не могу, потому что все на гибких шнурах.  Меня по-тихонечку скрючивает, я падаю… В последний момент кто-то сообразил, что что-то тут не так: стоял-стоял человек, вдруг начал крючиться и дергаться. Когда он все-таки вышиб ногой розетку, отключили, наконец, этот усилитель, я встал и увидел, что у меня пальцы побелели.

Утр.: А как публика это восприняла?

Ю.Л.: Публика подумала, что это у нас такой трюк, потому что в принципе у нас их было много. В общем, концерт я отыграл на нервах, боялся ко всему прикасаться.

Утр.: А сейчас с улыбкой воспринимаете этот случай или все-таки неприятно?

Ю.Л.: Все неприятные случаи всегда через какое-то время вспоминаются с улыбкой.

Утр.: А вы говорили про трюки, которые вы показывали в «Интеграле», какие еще были?

Ю.Л.: Трюков было много: мы прыгали через барабаны, люди летали... Алибасов напридумывал всего. Он не занимался музыкой, а занимался, в основном, шоу. Там человек восемь только на «свету» сидело. Конечно, это было шоу, на которое люди ходили по несколько раз, но коллектив ничего не оставил после себя в музыкальном плане, потому что все силы ушли на шоу.

 Утр.: А правда, что одно время вам запрещали исполнять песни под своей фамилией?

Ю.Л.: Не совсем так. У всех коллективов Российской Федерации была общая разнарядка: двадцать процентов собственных произведений, остальное – проверенные, испытанные временем песни. Мы были вынуждены, составляя концертные программы, подписывать чужими именами собственные произведения. Пишешь "Пахмутова / Добронравов" – все нормально, пишешь под своей фамилией – сразу начинаются проблемы.

Утр.: Ну да, надо получать литовки, разрешения…

Ю.Л.: Я пытался однажды получить литовку – мне перечеркали все красным карандашом и сказали: «Вы не туда плывете!»

Утр.: Главное, что те, кто черкал, сейчас плывут не в ту сторону.

Ю.Л.: Я не знаю, куда они сейчас плывут, может, приплыли уже куда-нибудь…

Утр.: Юрий, вопрос такой: когда Вы занимаетесь творчеством, песни пишете…

Ю.Л.: Всегда!

Утр.: …окружающие, домашние Ваши ходят на цыпочках? Или у вас дома равноправие, демократия?

Ю.Л.: Дело в том, что написание песни - процесс абсолютно умственный. Он не требует никаких шумов, звуков, я никому не мешаю.

Утр.: А Вам?

Ю.Л.: А мне-то что! Я могу сидеть на своем любимом месте с книжечкой, и ко мне приходит песня. И все. Я закрываю книжечку, закрываю глаза и пишу песню. Реализация самой песни – это другой процесс, здесь уже подключаются всякие студийные ресурсы, тогда я уже выбираю время, когда никому не мешаю. А зарождение идеи, реализация этой идеи (в плане - придумать мелодию, текст, аранжировку) – это делается в голове.

Утр.: Ваш сын тоже музыкой занимается, но только…

Ю.Л.: …другой совсем музыкой, классической…

Утр.: …серьезной. А он уже поет? Он учился, вроде бы, в Гнесинке.

Ю.Л.: Он учится сейчас в консерватории. Стал лауреатом международного конкурса, шаляпинского. Очень много работает, ему нравится петь. Но среда, в которой он обитает, понятия не имеет, чем занимается его отец, там вообще не знают о существовании российской эстрады.

Утр.: Вы как-то рассказывали, что привили ему предубеждение, нелюбовь к российскому шоу-бизнесу.

Ю.Л.: Не то что бы предубеждение, я привил ему реалистичный взгляд на российскую эстраду.

Утр.: И он решил пойти в классику?

Ю.Л.: Дело в том, что эстрада – это вообще не то, о чем стоит говорить, особенно российская эстрада. Поэтому, чтобы было о чем поговорить, он занялся  другим видом деятельности, он занялся классической музыкой.

Утр.: И преуспел в этом, как видим…

Ю.Л.: Ну как преуспел... Ему 22 года, у него голос пока крепнет, его баритон. Я-то тенор, а у него баритон. А окрепнет голос к 25 годам, не раньше.  

 

 

Утр.: А Вы были на его концертах?

Ю.Л.: Ну я же устраиваю некоторые мероприятия.

Утр.: Когда он поет, Вы волнуетесь, кулачки держите?

Ю.Л.: А чего мне волноваться, пускай он волнуется. Это уже его проблемы, я все сделал, что надо – я его родил и вырастил, дал ему возможность заниматься любимым делом, дальше пускай растет.

 Утр.: Хотелось бы коснуться времен юности и детства. Вы ведь занимались футболом…

Ю.Л.: Еще как…

Утр.: Ходили в спортивную школу или во дворе играли?

Ю.Л.: Я сначала занимался в секции на алма-атинском «Локомотиве», потом перешел на Центральный стадион.

Утр.: Знаем еще, что в «СТАРКО» играли, капитаном были…

Ю.Л.: …команды звезд «Фортуна», но в «СТАРКО» я был, когда само движение зарождалось, в начале 90-х годов. Выяснилось, что итальянцы играют в футбол, в смысле итальянские артисты, и это все успешно проходит.

Утр.: А сейчас спортом занимаетесь?

Ю.Л.: Всему свое время, сейчас – только физкультура, поддержание формы, не более того. Спорт – это для молодости.

Утр.: Откройте секрет, за какой футбольный или хоккейный клуб болеете?

Ю.Л.: Вы знаете, бывает, собираются болельщики «спартаковцы», «динамовцы», начинают спорить до хрипоты, я все время говорю – за «Кайрат»! Хотя такой команды сейчас практически не существует. Зато мне очень хорошо живется.

Утр.: Так Вы реально их поддерживаете?

Ю.Л.: Да нет, конечно. В свое время я хотел играть в «Кайрате», когда был пацаном, это была как бы вершина футбольной карьеры.

Утр.: А хоккей не любите?

Ю.Л.: Почему? Чемпионат мира смотрел последний.

Утр.: Да, последний чемпионат мира был очень удачный. А о нынешнем расскажите, чем занимаетесь, какие процессы вообще происходят?

Ю.Л.: В меньшей степени начал заниматься эстрадой, в большей степени занимаюсь всякими побочными делами. Скажем, в прошлом году написал пьесу о театре, сейчас у меня в работе пара книжек, совершенно не связанных с эстрадой. У меня песни как-то пишутся сами собой, это процесс, который вошел в кровь. Но это не значит, что я готовлю к выходу какие то новые альбомы, большие проекты. Я думаю, что песни сами по себе идут параллельно с человеком по жизни. Хорошие песни, но они, к сожалению, опять стали неформатными. Там, где крутят ретро, не нужны новые песни, там, где крутят новые песни, говорят, что это ретро, даже не слушая то, что я им приношу.

Утр.: Но концерты все-равно проходят с аншлагами?

Ю.Л.: Концерты проходят нормально. Люди, которые являются моими ровесниками и вместе со мною росли и вырастали под мои песни, как они сами говорят, сейчас управляют экономикой и в состоянии пригласить меня, скажем, на собственный день рождения, а это дороже, чем может заплатить большой город за концерт. Поэтому основная наша работа сейчас свелась к корпоративам, но я ее хорошо делаю, поэтому меня приглашают.

Утр.: Ну и слава богу! Пусть так и дальше продолжается. Юрий, Вы в одном из интервью сказали, что изменять своей жене – это неправильно морально и экономически невыгодно…

Ю.Л.: У меня высшее экономическое образование, я очень хорошо считаю. Возможные приобретения и возможные потери несоизмеримы.

 Утр.: Вы еще как-то рассказывали, что одна из первых исполненных Вами песен – это Ваш же русскоязычный вариант знаменитой «шизгары». Можете вспомнить, что там было, какие слова?

Ю.Л.: Я однажды слышал этот вариант от человека, который сидел, играл на гитаре в Омске, не знаю, каким образом текст к нему попал...

 

Ты, как богиня, хороша,

Когда идешь ты не спеша,

Мужчины вслед тебе глядят,

Им трудно оторвать свой взгляд.

Утр.: Красиво…

Ю.Л.: В припеве было так:

Венера, красива ты и неприступна!

Но я знаю, что однажды скажешь мне «да»…

Вообще, конечно, был набор банальностей, потому что тогда мне всего 17 лет было.

Ничто не вечно под луной,

Я знаю, скоро ты со мной

Уедешь как на света край,

Так и знай!

Эту чепуху сейчас во всю пишут…

Утр.: А после того, как Вы песни под гитару пели, все женщины Вам говорили «да» или были такие, что отвергали?

Ю.Л.: Нет, ну что же вы, отвергали достаточно часто. Я никогда не позиционировал себя как какого-то киногероя, я всегда знал, что у меня достаточно кривые ноги, что у меня курносый нос, что я не отличаюсь особой мужественностью…

Утр.: Сеанс кокетства у нас сейчас…

Ю.Л.: Я всегда знал, что в ряду своих соратников по цеху, в том же «Интеграле», не я был фронтменом и не на меня бросались женщины.

Утр.: А Вы тихой сапой…

Ю.Л.: Но, как говорил один из ведущих наших композиторов, «мне бы только женщину до рояля довести». Когда мы садились и я брал гитару, тут уже мы могли поспорить «с Аленами Делонами».

Утр.: Ну а мы в завершение беседы пожелаем Вам хорошо отметить грядущий день рождения!