Аллея звёзд — Александр Шаганов – поэт-песенник

Александр Шаганов – поэт-песенник
Александр Шаганов – поэт-песенник

ЦИТАТЫ:
«Я очень люблю утренние часы. Люблю, вот, пройтись по городу и вообще всем советую пораньше вставать…»
«...мой самый, наверное, любимый исполнитель – это, конечно же, Николай Расторгуев и вообще группа «Любе»
«Самое главное, это всё-таки придумать те песни, которые пригодятся людям. У меня достаточно счастливая судьба в этом отношении»
«Друзья, будьте со своей улицей, будьте со своими старыми, проверенными друзьями. Это так украшает нашу жизнь!»

ИНТЕРВЬЮ:

У.Ш.: В гостях  у «Утрологии» -  один из отцов-основателей группы «Любэ», крестный отец батьки Махно, Жиглова и Шарапова, поэт и музыкант – Александр Шаганов! Доброе утро, Александр!

А.Ш.: Доброе утро, друзья! Очень приятно оказаться в Вашей уютной студии.

У.Ш.: Да, у нас здесь неплохо, самим нравится. Вот вы - поэт. Александр, скажите, в трудовой книжке так и написано - "поэт"? Или как-то по-другому?

А.Ш.: Трудовая книжка имеет несколько записей: 1-я – инженер электросвязи (в далекий уже 87-й год я закончил институт связи), потом - оператор цеха звукозаписывающей компании «Звук». Уже очень давно я литературный редактор продюсерского центра, которым руководит мой товарищ Игорь Матвиенко…

У.Ш.: Так там редактор вы, не поэт? В книжке.

А.Ш.: Вы знаете, нет такой профессии – поэт. В списке профессий…

У.Ш.: А вот, головорубщица рыбного завода - есть такая профессия, а поэта, оказывается, нет. Несправедливо!

А.Ш.: Но при этом я являюсь членом союза писателей Москвы, вот там, так сказать, подразделение существует: прозаик, поэт…

У.Ш.: Скажите, к Вам, к поэту, муза приходит в какое-то определенное время суток, или она, всегда с вами?

А.Ш.: Я очень люблю утренние часы. Люблю вот пройтись по городу, и вообще всем советую пораньше вставать. Но, к сожалению, муза приходит ко мне в вечернее время. Вот если настроиться на поэтическое настроение,  то с пяти вечера можно рассчитывать на то, что что-нибудь такое произойдет.

У.Ш.: Так она Вам спать не дает? Или как-то так утихает до одиннадцати?

А.Ш.: Ну обычно, когда утро началось хорошо, можно придумать какую-то тему, можно что-нибудь такое загадать, а вот сам момент сочинения, вот это все-равно, наверное, как опыт уже прожитого дня, во второй половине суток.

У.Ш.: У нас в гостях - Александр Шаганов, поэт, чьи слова не выкинешь из песен «Любэ», «Иванушек Интернешнл» и многих других звезд нашей эстрады. Александр, Вашими стихами говорят со сцены также и Дмитрий Маликов, и «На-на», и Александр Барыкин, и Алла Пугачева, всех, собственно говоря, и не упомнишь. С кем вообще труднее работать, кто требовательнее, а может, покапризнее есть кто-нибудь?

А.Ш.: Я их всех очень люблю. Артистов, которые исполняют песни на мои стихи. Ну при этом мой самый, наверное, любимый исполнитель – это, конечно же, Николай Расторгуев и вообще группа «Любэ». Вы знаете, спустя годы исполнители, которые поют твои песни, становятся тебе практически родными людьми. Вот в следующем году будет 20 лет группе «Любэ». Все пролетело одним днем, но есть что вспомнить, и это замечательно!

У.Ш.: Ну он менее капризный, Расторгуев? Или более лояльный к Вашему творчеству?

А.Ш.: Вы знаете, Коля спел огромное количество песен на мои стихи, больше чем… Я не знаю, там полсотни, наверное, произведений, которые мы придумали с Игорем Матвиенко. И вот за все это время я от него никогда не слышал, чтобы он мне сказал: «Поменяй эту тему, категорически, поменяй вот эту строку». И он мне как-то признался: «Я никогда не сомневался в литературном материале!»

У.Ш.: Да, это хорошо. Понятно, с таким, конечно, исполнителем можно работать!

А.Ш.: А так как я не очень люблю что-то переделывать - лучше сочинить новую песню - для меня такие исполнители очень ценны!

У.Ш.: Александр, скажите, пожалуйста, ходит такая легенда, что в начале большого пути вы вместе с Игорем Матвиенко писали лирические, добрые эстрадные песни, пытались их предложить звездам… А потом все достало, плюнули на весь шоу-бизнес и чуть ли не в привокзальном буфете придумали «Атас», «Батьку Махно» и вот тех самых мужиков, которые рубят, это правда?

А.Ш.: У меня недавно вышла книга прозы. Называется «Я Шаганов по Москве», которую я с удовольствием подарю радио «Ретро FM», и там вот действительно жизнеописание тех достаточно сумбурных, чем-то комедийных, чем-то трагедийных лет. Как они тогда именовались «перестройка ускорения», когда мы, собственно говоря, писали свои первые песни. Я очень люблю вспоминать те времена и себя тогдашнег,о и просто рекомендую Вам – почитайте эту книгу!

У.Ш.: Саш, вы говорили, что  с артистами своими любимыми практически не конфликтуете, а вот с главным своим соавтором все-таки были, наверное, какие-то спорные вопросы?

А.Ш.: Ну я, во-первых, не очень конфликтный человек, а что касается творчества, то я считаю, знаете ли… Песни - они как дети, и уж если нас именуют родителями этих песен, то спорить между собой нет никакого смысла. Ну понимаете, уже огромное количество времени прошло, и огромное количество групп, которые создавались и распались за двадцать лет, а вот мы в общем-то продолжаем работать в том же составе. Это здорово!

У.Ш.: А скажите, приходилось Вам песни писать в каких-нибудь экстремальных ситуациях? Ну, скажем, вот срочно надо написать, и всё!

А.Ш.: Ну да, конечно! Вот, например, песня «Атас». Там очень часто, если вы обратили внимание, звучит этот рефрен: "Атас, Атас, Атас"… И, может быть, даже какой-то есть определенный перебор. Почему так произошло? Потому что припев этой песни я придумал буквально за тридцать минут, когда уже шла запись и ребята находились в студии, а я пытался вот что-то  такое подрифмовать, находясь в другом месте, вот поэтому так получилось. Ну тем не менее, знаете, время расставило всё на свои места, все пригодилось.

У.Ш.: Правда ли, что вы чуть не стали автором нашего гимна российского, чуть-чуть уступили Михалкову в конкурсе?

А.Ш.: Ну дело давнишнее и… Я просто хочу сказать, что очень долгое время, в течение десяти лет, страна жила вообще без всяких слов гимна, и поучаствовать в такой работе мог любой гражданин нашей страны. Для меня, конечно, это было очень серьезное творческое задание. Самое главное, что спустя время слова гимнической песни были найдены, их автором является Михалков, и тут уже, знаете ли, глупо говорить там о первом, втором, третьем месте. Главное, что мне довелось принять участие в этой серьезной работе, и это бесценный опыт, естественно.

У.Ш.: Это как Олимпийские игры получается, да? Что главное не победа, а участие?

А.Ш.: Нет (смеется). Я вот хочу сказать, что вот эта спортивная терминология: первое, второе, третье место - совершенно не подходит, не тот случай.

У.Ш.: Ну вот мы знаем, что Александр Шаганов не только музыкант, но и фанат «Торпедо». До сих пор фанат, или как - уже прошло?

А.Ш.: Нет. Вы знаете, я, если есть свободное время, направляюсь на стадион. К сожалению, наш футбольный клуб не очень радует в этом сезоне.

У.Ш.: А вы гимн писали для него в своё время?

А.Ш.: Вот только готовлюсь. Ну вот у меня есть одна песня, которая называется «Улочки Московские», там рефреном звучит в третьем запеве: «Торпедо-Москва». В поддержку, потому что это был сложный период.

У.Ш.: А скажите, вы правда спорили с Матвиенко, потому что он фанат «Спартака»?

А.Ш.: Да, да, да. Это было. Игорь говорит: «Давай все-таки это самое…». Я говорю: «Ты понимаешь, "Спартак" и так хорошо играет, у него такое огромное количество поклонников».

У.Ш.: Тогда «Спартак» играл хорошо!

А.Ш.:  Да, тогда было именно так!

У.Ш.: Ну и о фанатах, поклонниках. Скажите, не обидно, что Вам, что Игорю Матвиенко – вы действительно отцы-основатели, творцы, а вот всё-таки больше поклонников, поклонниц, букетов, автографов - у исполнителей?

А.Ш.: Ну теневые мы кабинеты, сочинители…

У.Ш.: …серые кардиналы!

А.Ш.: … что делать! С этим нужно смириться. Тем не менее, то количество тепла я вот, как автор, получаю. Я не знаю, косвенно или от людей, так сказать, в каких-то вот совершенно неожиданных ситуациях. Мне этого хватает, и скажу вам откровенно - самое главное, это всё-таки придумать те песни, которые пригодятся людям. У меня достаточно счастливая судьба в этом отношении.

У.Ш.: То есть вы самореализовались?

А.Ш.: Я считаю, что да! Вот пройденный путь, который включает в себя сочинение песен, - семнадцать лет. На свои сегодняшние 43 года, я считаю, что у многих моих песен очень счастливая судьба, и это происходит даже, когда люди не знают, что их придумал я. Ну это, знаете ли, дело десятое, главное, что эти песни живут в сердцах людей.

У.Ш.: А теперь настало время послушать, как сам Александр может попрощаться и что-нибудь спеть на прощание радиослушателям нашим. Давайте что-нибудь такое, чтобы проснулась вся страна, бодренькое!

А.Ш.: Вы знаете, я спою, напою - точнее, одну из своих любимых песен, автором которой являюсь не я, но мне кажется, это все-таки характеризует нас поэтов-песенников - любить не только свое творчество. Песня из к/ф «Весна» - «На заречной улице»:

Когда весна прейдет, не знаю.

Пройдут дожди, сойдут снега.

Но ты мне улица родная

И в непогоду дорога!

У.Ш.: Браво!

А.Ш.: Этой песней я хотел сказать, друзья, будьте со своей улицей, будьте со своими старыми, проверенными друзьями. Это так украшает нашу жизнь!

У.Ш.: Спасибо, что пришли, Александр! Ну ещё что-нибудь нашим радиослушателям на прощание...

А.Ш.: Спасибо Вам за внимание к моим песням. Знаете ли, хорошие песни, как хорошее вино, -  с годами только набирают вкус. И я тоже очень люблю песни предыдущих поколений и вспоминаю через песни себя, того прежнего. Становится как-то очень светло, легко и вот опять же -  цените это качество в себе -  иногда по-хорошему вернуться в прошлое. Всего доброго!

10.10.08